На Большой Конюшенной, 8, открылась выставка работ знаменитого финского художника-карикатуриста Кари Суомалайнена (Kari Suomalainen, 1920-1999). С экспозицией можно ознакомиться до 6 сентября. А 28 августа петербуржцы услышали комментарии к творчеству мастера экс-редактора ведущей финской газеты «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat) Янне Вирккунена (Janne Virkkunen), знавшего художника лично и проработавшего с ним не один год. Журналист выступил с лекцией в Институте Финляндии.

В начале встречи финский гость отметил, что любит наш город, и здесь есть знаковые для финнов места. «Финны знают, где находится Аничков мост и знаменитая скульптурная группа Клодта. Их автор – дядя моей прабабушки Петр Карлович Клодт».

Острая политическая карикатура переживает сегодня не самые лучшие времена. Рассказ о Кари Суомалайнене – выдающемся представителе этого жанра – возвращает во время, когда чуть ли не в каждом газетном номере был его критический взгляд на злобу дня.

mt_ignore:Кари СуомалайненКари Суомалайнен (на фото Helsingin Sanomat) посвятил сотрудничеству с газетой Helsingin Sanomat более сорока лет. За эти годы из-под его руки вышло 7 тысяч 500 рисунков. Как отметил Янне Вирккунен, коллекция карикатур, представленная петербуржцам, удачно подобрана и хорошо отражает то, каким художником и человеком был Кари Суомалайнен, каким было его мировоззрение. Карикатуристы и сегодня работают в газете, но серьезной замены прославленному художнику так и не нашлось. Такой острой и беспощадной карикатуры, как во времена Суомалайнена, на газетных страницах уже нет.

Фото Анны ЧижикЯнне Вирккунен:

– Работы Кари Суомалайнена не требовали длинных комментариев и долгих объяснений. Он считал, что если картинку нужно объяснять, значит, она не удалась. А если для понимания необходим большой текст, то она и вовсе не удалась.

В пятидесятые годы его работы казались мне очень добрыми. Но по мере взросления я понимал, что они скрывают острую сатиру. Несомненно, Кари Суомалайнен – гений, заслуживающий признания в мире. Ян Сибелиус – международный гений в музыке, а Кари – в карикатуре.

В карикатурах проявлялась личная позиция автора. Суомалайнен защищал налогоплательщиков, был патриотом и консерватором, высмеивал господ. Был в курсе всех политических событий. Резко критиковал внешнюю и внутреннюю политику. Призывал не голосовать за коммунистическую партию, но поддерживать другие партии. И с помощью одной картинки мог выразить больше, чем журналист тысячью слов.

Чем старше становился художник, тем четче проявлялись его явно расистские наклонности. В июне 1991 года сотрудничество с ним прекратилось, когда редакция газеты отказалась публиковать карикатуру на беженцев Сомали. Он перестал рисовать для издания, и его уже никто не смог переубедить. Мы не соглашались с его точкой зрения, но восхищались его почерком на протяжении десятилетий, восхищались тем, каким выдающимся карикатуристом он был.



Фото Анны Чижик



История одной карикатуры

Кари Суомалайнен в своих карикатурах старался сказать правду о Советском Союзе. Одна из самых знаменитых его работ создана по мотивам картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге». В 1958-м она была представлена на международной выставке в Лондоне. Рисунки художника «Хельсингин Саномат» вызвали неодобрение самого президента Финляндии Урхо Кекконена. В радиобращении к нации он заявил, что в СССР на подобные выходки финских карикатуристов и фельетонистов реагируют подобающим образом. Профессиональное же сообщество карикатуристов в США наградило художника престижной премией.

На рисунке изображены обессиленные бурлаки – страны Восточной Европы, они тянут советскую баржу. На берегу стоят лидеры США и Великобритании. Капитан Никита Хрущев кричит им с палубы: «Как вам не стыдно, империалисты!»

Кари Суомалайнен вспоминал: «Когда стало ясно, что наши компетентные круги занервничали, я попросил организаторов отказаться от этой затеи. Скандал продолжался: газета TIME опубликовала статью, в которой передернула факты. Так, газета сообщила, что (министр иностранных дел Финляндии) Виролайнен (Virolainen) прервал свой визит в СССР и срочно вернулся в панике на родину из-за разразившегося в связи с выставленной карикатурой скандала» (ИноСМИ).

Эта скандальная карикатура была опубликована в Финляндии только в 1985 году в сборнике рисунков под названием Maxi-Kari.