Журналист, редактор, лауреат премии «Золотое перо» в спортивной номинации Кирилл Легков посвятил свою книгу «Бойцы невидимого спорта» коллегам.

Исходя из многолетнего опыта, Кирилл Легков пришел к выводу: «Спортивный журналист работает как папа Карло, получая за свой труд не такие уж большие деньги. Если кто думает, что жизнь человека этой лютой профессии занята только спортом и журналистикой, что далеко не одно и то же, то он ошибается». Вот что журналист и редактор написал в одной из глав своей новой книги.

Кирилл ЛегковРабота спортивного журналиста – маленький дурдом. Постоянно на чем-то сосредоточен, куда-то бежишь, что-то пишешь, следишь зa секундами, очками, голами. Не дай бог, что-то напутаешь – скандал. Раньше, когда газеты выходили не так часто, как сейчас, и не было Интернета, можно было расслабиться на футболе. Сиди, помечай главное в блокноте – потом текст напишешь не спеша. Можно было пойти с Сергеем Лопатенком и Мишаней Волошиным попить пива, на спек­такль. Сейчас…

Сейчас всё не так. Смотришь, пишешь, тут же передаешь, бежишь брать интервью, ночью снова что-то пишешь, не высыпаешься, не от­дыхаешь, недоедаешь, куда-то несешься, кого-то догоняешь, выслеживаешь, что-то вынюхиваешь, влезаешь человеку в душу, отвлекаешь его звонками, требуешь, требуешь, требуешь... Позвонить кому-то и задать вопрос, зная, что человек этого не хочет, тоже надо уметь.

В результате сам от этого устаешь. Сколько можно так бегать? До тридцати, до сорока? Боря Ходоровский умудряется. Нет, если, конеч­но, нравится... Часто ловишь себя на мысли, что ты бегаешь, чтобы полу­чить один и тог же ответ на один и тот же вопрос, или, еще хуже, быть посланным далеко. В любой форме. Не всем возрастам покорна эта профессия. Не всем характерам. Да, ты в большинстве случаев официант, как и любой журналист. Только тут ты официант на стометровке.

Откроешь газеты – все пишут об одном и том же. Просто газета (сайт) сделаны по-разному, отличается сама манера письма.

Боря Ходоровский сформулировал три главных качества, которые должны быть присущи спортивному журналисту (не берем умудрен­ных опытом обозревателей, колумнистов): любопытство, мобиль­ность, наглость. Я бы добавил к ним еще терпение. Терпеть надо по разным поводам и довольно долго. Не придумывается предложение – надо терпеть. Не удается дозвониться до нужного человека – надо терпеть. Нет связи с редакцией – надо терпеть. Редактору не нравятся некоторые места твоего текста – надо терпеть. Кому-то не нравятся твои тексты целиком, их просто не ставят – надо терпеть. Или переписывать. Наступать на свое самолюбие и писать заново. Или уходить из редакции со словами «Зачем вам, поручик, чужая земля?». Или уходить из профессии.


Бойцы невидимого спорта: мемуары журналиста / К.С. Легков. СПб.: Любавич, 2014. - 192 с.: ил.

Недавно один футбольный клуб анализировал тексты одной спортивной газеты, посвященные этому клубу. Места, которые не нравились клубу, были подчеркнуты желтым цветом. Некоторые тексты – мои, в частности, – были подчеркнуты желтым целиком. Это значит, журналисту надо менять голову или продолжать дуть в свою дуду. Если получится.

Что делают большинство журналистов после того, как вылезают из «штанишек корреспондентов», если не уходят из профессии? Получают редакторские должности, становятся обозревателями, уходят работать пресс-атташе, в пиар-службы.

В спорте еще надо разбираться, вот в чем проблема. Желательно попробовать себя в нем, чтобы понимать, как правильно бить по мячу или применять силовой прием. Надо не только уметь писать, но и уметь смотреть. Это важно. Главное не предмет, главное – глаз, прав Достоевский. Один про камень напишет только то, что это камень, другой – что это Каменный гость. И, конечно, надо уметь слушать. И – слышать.

Тяжело еще то, что работать приходится в то время, когда остальные отдыхают. Спорт – досуг, рассчитан на людей, которые идут на стадион после работы или в выходные. Много спорта бывает на праздниках. Из нормальной жизни ты как бы выпадаешь. Все время живешь отдельно от родственников, близких (если эти родственники, близкие, не твои коллеги, конечно, как опять-таки у Бори Ходоровского, которому супруга, тоже журналист, помогает). Работаешь, когда другие не работают.

В этом, конечно, ничего страшного.

Страшно, что спортивный журналист работает всегда.

Если он не работает, он болеет – переживает за кого-то. Если он работает и болеет одновременно, это и есть спортивная журналистика.

Это такой образ жизни. И образ мышления.

Ты постоянно думаешь о работе. Кто-то думает о том, чтобы сдать вовремя материал. Кто-то – о том, чтобы сдать вовремя газету. И то и другое трудно. И тому и другому ты отдаешь всего себя. Потому что ты думаешь: это кому-то очень нужно. Просто уверен в этом. Как и в том, что, кроме тебя, это никто не сделает. Материал же пишешь ты. И заголовок придумываешь ты. И фотографию подписываешь ты. И задание даешь ты. И идешь на задание ты. То есть это как бы твое и ничье больше. Это твой мир, который ты сам создаешь. Сам несешь за него ответственность.

Журналист – раб мира, который он придумывает. Чем шире его границы – тем больше «пропадет» в нем журналист. Может, он становится от этого лучше как журналист. Но как человек... Для родственников, для близких? Для спокойной жизни?

Как там говорил Евгений Базаров своему приятелю Аркаше Кирсанову в романе Ивана Тургенева? Не годишься ты, мол, для нашей терпкой, горькой, бобыльной жизни.

Конечно, не годится. И не только он. Да и на фига такая жизнь?

Одной девушке, зашедшей в редакцию, мы дали задание взять интервью у заливщика льда на хоккейных матчах (придумали, наверное, чтобы отделаться).

Она прислала материал. Он начинался так:

«Каждый раз, подходя к ледовой арене, лично у меня стоит ком в горле…»


Десять заповедей спортивного журналиста

1. Каждый день проверяй, не отвалилась ли у тебя подошва.

2. Не пытайся умничать в разговоре со спортсменом, иначе умничать начнет он.

3. На редактора надейся, но сам имей совесть.

4. Не думай о секундах свысока, а то тебя уволят.

5. Приходи на стадион первым, уходи последним.

6. Поэтом можешь ты не быть, но текст прислать обязан.

7. Помни, что с финальным свистком все только начинается.

8. Мечтай о славе, но выбирай гонорар.

9. Старайся подняться над мнением трибун, не улетая слишком высоко.

10. Бери от спорта все, но не отдавай ему жизнь.

Кирилл Легков