newsroom

images/1page/2014/01/tv-jour-rej.jpg

«Каждый год кафедра телережиссуры и тележурналистики Университета кино и телевидения выпускает десятки специалистов для сферы кино и ТВ. У выпускников нашего вуза жизнь складывается по-разному. Как именно? Об этом мы постарались рассказать в нашем фильме. А назвали мы его так: “Всё про нашу профессию”. Три месяца мы снимали материал про наших выпускников», – говорит автор и режиссер фильма Сергей Ковалев, студент СПбГУКиТ.

Лекция-презентация «Иллюстрированные приложения петербургских газет XIX века»

В Главном здании РНБ на Садовой, 18, состоялась лекция-презентация «Иллюстрированные приложения петербургских газет XIX века». Коллекция петербургских газет и иллюстрированных приложений, собранная в РНБ, – самая полная в мире.

Ирина Озерская о работе на радио

Петербургская журналистка и радиоведущая, лауреат конкурса «Золотое перо-1996» Ирина Озерская рассказала посетителям сайта newsroom.spbsj.ru, мечтающим о журналистской карьере на радио, с чего следует начинать. Молодым радийщикам для старта важно понимать, на каком радио ты хочешь работать, любить будущую профессию и постоянно стремиться к знаниям.

Ника Стрижак

Известная петербургская журналистка, обладательница Гран-При конкурса «Золотое перо-1998» Ника Стрижак – без преувеличения, одна из лучших и самых заметных интервьюеров на нашем телевидении. Ей одинаково легко даются самые разные форматы программ на ТВ, будь то ежедневное ток-шоу «Открытая студия» с непростыми и эмоциональными гостями, рассуждающими о проблемах ЖКХ, или беседа с известным театральным актером или режиссером во время «Встреч на Моховой» перед большой и взыскательной зрительской аудиторией. Соответствовать известным и именитым собеседникам не каждому журналисту по плечу. О непростом жанре интервью согласилась рассказать начинающим журналистам – читателям сайта newsroom.spbsj.ru Ника Стрижак.

Зачем нам телевидение? И зачем нужны телекритики?

В ушедшем 2013 году Россия отметила 77 лет с начала регулярного телевизионного вещания. И сегодня, по данным различных социологических опросов, несмотря на победное шествие интернета, телевидение является главным источником получения информации и развлечений почти для 80% жителей нашей страны.

Геннадий Орлов: Сорок лет счастливой жизни в журналистике

Студенты Университета кино и телевидения встретились с известным спортивным телекомментатором и журналистом Геннадием Сергеевичем Орловым. Мастер рассказал, какими качествами должен обладать телеведущий, легко ли в наше время стать комментатором, и посвятил студентов в некоторые нюансы спортивной журналистики.

Сергей Мешавкин провел семинар-тренинг по газетному дизайну

В Профи-Центре Союза журналистов прошел очередной семинар по газетному дизайну. Несмотря на кризис печатной прессы, эта тема все же волнует газетчиков, в особенности районщиков. Не случайно в СЖ был организован не один семинар, а цикл встреч по газетному дизайну. Для большей эффективности на этот раз был выбран формат тренинга. Провел его газетный дизайнер Сергей Мешавкин. Профессиональные советы получили представители семнадцати редакций.

Ирина ЛяховаИрина Ляхова,
заместитель главного редактора
газеты «Невское время»:

– Первое, на что обращаешь внимание, когда на практику приходят студенты, – они совершенно не готовы сами работать с информацией и предлагать редактору темы для статей. В большинстве случаев практиканты ждут, что им дадут задание. Вторая проблема – низкое качество исполнения заданий. Хромает не только знание профессиональных жанров, особенно простейших, поскольку студентам поручаются, в основном, небольшие информационные заметки, которые они писать совершенно не умеют. Удручает стиль и уровень грамотности таких заметок. Редактору приходится почти полностью переписывать тексты, подготовленные практикантами, а часто и вовсе отказываться от них. Учить студентов правильно писать в редакции ежедневного издания ни у кого нет времени, а потому от таких "помощников" приходится отказываться.

Также некоторые студенты, и в дальнейшем выпускники, не любят перепроверять и уточнять факты, считая, что ответственность за их неверное изложение лежит на том человеке, с которым общался начинающий журналист. Часто допускаются ошибки в названиях организаций, мероприятий, должностях и даже фамилиях, используемых в заметках. Некоторые не понимают, что надо готовиться к мероприятию или встрече с интервьюируемым, просматривать дополнительные материалы. Грешат студенты и тем, что просто копируют пресс-релизы мероприятий, не потрудившись даже изложить прочитанное своим языком. На фоне общего падения образованности и уровня знаний всё это ведёт к грубым ошибкам.

У большинства приходящих к нам практикантов нет представления о планировании своей работы, в том числе перспективном, и даже понимания необходимости такого планирования. Иногда (в последнее время реже) нет и ответственности за выполнение полученного задания в срок.

Печально, но факт: обучаясь журналистике, студенты имеют весьма смутное представление о реальной работе журналиста. Часто, выполнив два-три задания, практиканты теряют интерес к работе и исчезают. Если хотя бы один из десяти практикантов продолжает сотрудничество с редакцией – это уже можно считать успехом.

Есть ли разница между начинающими журналистами с журналистским образованием и без оного? Сейчас она практически не ощущается, тем более, что в редакцию приходят работать люди с близким образованием – филологи, педагоги, психологи. Так что большим плюсом для старта журналистское образование сегодня вряд ли является. Проблема в том, что журналистское образование сегодня слишком оторвано от практики. Возможно, студенты и изучают особенности жанров, но применять их на практике у них не получается. Часто ориентируются на современные российские издания, хотя не все из них способны быть образцами для подражания. У студентов почти нет представления о том, чем отличается деловая журналистика от, скажем, развлекательной.

На мой взгляд, студенты должны больше работать практически, углубленно (а не в формате экскурсии) знакомится с работой газет, журналов, радио и ТВ, чтобы к моменту получения диплома они хорошо себе представляли, как применять полученные теоретические знания.

Нина Лукичева,
шеф-редактор «Радио Петербург»:

– Конечно, профессиональное образование является плюсом для успешного старта в профессии. С чем сталкиваюсь? Иногда приходят студенты на практику с горящими глазами, получают задание и… на этом «горение глаз» прекращается. Проблема не в образовании, а в нехватке трудолюбия. Наша профессия сложная, трудная, это ремесло, которое нужно нарабатывать.

Татьяна Александрова: «Корреспондент – это не низшее звено»

В конце ноября состоялись съемки очередного выпуска студенческой учебной программы «Мастер-класс». Ее создают студенты мастерской Владислава Григорьевича Нечаева (кафедра телережиссуры и тележурналистики СПбГУКиТ). На этот раз героиней программы стала петербургский тележурналист, обладательница Гран-При конкурса «Золотое перо» Татьяна Александрова.