newsroom

Спикеры форума «3D Журналистика» поделились советами с начинающими

В течение трех дней в «Зоне действия» на Лиговском проспекте не стихали голоса участников молодежного форума «3D Журналистика».

Мультимедийный журналист: модный тренд или необходимость?

Действительно ли средства массовой информации нуждаются в мультимедийных журналистах или подобные разговоры не более, чем модный тренд? Разобраться в этом попытались участники семинара в Профи-центре СЖ, послушав известных журналистов и получив ответы на вопросы об использовании новых технологий в СМИ.

Константин ШолмовКонстантин Шолмов,
директор РМЦ «РИА Новости»
в Санкт-Петербурге:

– На мой взгляд, ситуация с выпускниками мало отличается от существовавшей 25 лет назад, когда я сам был выпускником. Основная проблема – неготовность студентов к реальной работе. Впрочем, насколько мне известно, то же самое происходит и в других профессиях.

Несмотря на то, что к нам приходят на практику студенты с третьего, четвертого и более старших курсов, зачастую у них совершенно фантастические представления о журналистике, сложившиеся на основе книжек и телесериалов. Ребята ожидают, что в редакции на них снизойдет некое сакральное знание, после чего они сразу начнут писать гениальные колонки и получать большие гонорары. Вместо этого им приходится заниматься скучной рутинной работой, причем никто с ними не нянчится.

Так что разница между начинающими журналистами, имеющими и не имеющими журналистское образование, незначительная, она касается в основном знания специальных терминов. Плюсом профильное образование для успеха в профессии на сегодняшний день не становится. Для изменения ситуации необходимо внедрять в программу как можно больше форм практического обучения, в том числе игры и тренинги.

Диана КачаловаДиана Качалова,
главный редактор «Новой газеты
в Санкт-Петербурге»:

– Я считаю, что нашему журналистскому образованию очень не хватает практики. Практика должна быть постоянной, как в западных школах, когда студент прикрепляется к изданию и «пашет» в нем в течение всего года. Ко мне летом приходят практиканты на несколько недель и говорят: «Нам нужно написать 2-3 аналитические статьи…» А какие аналитические статьи они могут написать? Они, может, и много книг прочли (что, безусловно, полезно для развития мозга и стиля), но такие базовые вещи, как определить экспертов по теме, какие вопросы им задать, как собирать предварительную информацию – с каждым приходится проговаривать с нуля. Это нормально, и я готова с ними работать. Но когда они забегают на месячишко, а потом исчезают на год, кажется, что все усилия – коту под хвост.

Большинство практикантов и не стремится заниматься серьезной журналистикой. Они хотят сбегать на пресс-конференцию или тусовку и написать «заметочку». Возможно, это последствия «гламуризации» профессии. Дети идут учиться, представляя, что будут работать в глянце, брать интервью у «звезд», а на практике их посылают писать про скучные пандусы для инвалидов.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Этим летом я была счастливым человеком – пришли две замечательные практикантки с журфака, которым было интересно. Да, им многое приходилось объяснять, но было главное – желание работать. И их практика, я надеюсь, перетечет в постоянное сотрудничество.

Я считаю, что в сегодняшнем виде журналистское образование не является плюсом для старта в карьере. Давным-давно я взяла на «испытательный месячный срок» двух молодых людей: один – выпускник журфака с «красным дипломом», другой – без профессионального образования и с опытом работы кем угодно, только не журналистом. В итоге взяла на работу парня без опыта и образования: он писал длиннющие, корявые тексты, но он «рыл» в поисках информации, находил ее и 9 тысяч знаков легко превращались в качественные три. Первый же, когда его отправили писать про баранов, которых на мусульманский праздник резали на виду всего дома на Петроградской, не нашел ни баранов, ни тех, кто их резал, ни возмущенных жителей. И за месяц не сдал ни одного текста.

Так что, когда я выбираю сотрудника, я смотрю в первую очередь не на его резюме и строчку «образование», а на «портфолио» и желание работать.

Елена ГусаренкоЕлена Гусаренко,
генеральный директор
ИА «БалтИнфо»:

– Молодые журналисты (выпускники и студенты журфаков) слабо ориентируются в информационном пространстве, не владеют жанрами, не умеют расставлять акценты и элементарно плохо владеют русским языком. Что касается не-журналистов, то, как показывает практика, их кругозор шире и даже язык – лучше, они лучше социально адаптированы. Сама я, по незнанию стремившаяся на журфак и закончившая его, сейчас убеждена, что профессиональные навыки журналиста нужно получать на тренингах и семинарах, а не тратить на это несколько лет. Отсюда вывод: журналистика – это ремесло, а не образование. Образование советую всем получать на других факультетах, чтобы расширить свои представления о жизни.

Андрей РадинАндрей Радин,
руководитель службы информации
телеканала «100ТВ»:

– Сейчас много различных вузов выпускает журналистов. Профессия стала модной, и это ведёт к снижению уровня подготовки студентов, приходящих на практику. Если из общей массы один в год остается работать на канале – это уже счастье. Видно, что студентам не хватает специальных знаний и навыков. Базовые знания в процессе обучения они получают, но специальные – не в полном объеме и недостаточного качества.

Нужно больше практики и преподавателей-практиков, так как журналистика быстро меняется. Не хватает также разносторонности образования, индивидуального подхода, воспитания нестандартности мышления. Поэтому и разница между начинающими журналистами с профильным образованием и без него не очень велика. Она, безусловно, есть, но не настолько значительная, чтобы являться существенным плюсом для старта в карьере.

В целом, мне кажется, дело не только и не столько в подготовке студента. Если есть желание, огонь в глазах горит, все нужные знания и навыки приобретаются быстро. Если же нет – любое образование будет бессильно. К сожалению, отмечаю, что именно у выпускников-журналистов огонек в глазах и не горит. Кажется, что на журналистику поступают сейчас в первую очередь для зарабатывания денег, а не с желанием открыть что-то новое, оставить свой след или хотя бы сделать себе имя. Именно уровень заработка, который мифы весьма преувеличивают, приводит многих в профессию, а во время обучения эти мифы разрушаются. Получив диплом, многие понимают, что ни больших заработков, ни стремительной карьеры благодаря телегеничной внешности не будет, и уходят работать в другие сферы. В результате диплом журналиста ежегодно получают 500 человек, а в редакциях работать некому.

Павел Никифоров: «Нужно отходить от официоза!»

Как делать сюжеты оригинально? Как на съемочной площадке подходить к созданию материалов не по клише? Специальный корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Павел Никифоров именно эти вопросы считает самыми актуальными для телевидения.

Кадры будущего в ИТ и инновациях

В мультимедийном пресс-центре РИА Новости состоялась презентация первых итогов исследования «Кадры в ИТ и инновациях. Профессии и профессионалы будущего» , проведенного РВК, РАЭК, агентством Pruffi и порталом Headhunter. Новое направление – журналистика данных или data-журналистика пока не очень привлекает молодых специалистов.

Елизавета Осетинская Как стать бизнес-журналистом?

В Петербурге в рамках молодежного форума «3D Журналистика» состоялась открытая лекция главного редактора журнала Forbes в России Елизаветы Осетинской. По её признанию, роль лектора для нее непривычна. Но организаторы петербургского форума уже не первый год зазывали её поделиться секретами мастерства с молодежью. Хотя у Елизаветы Осетинской не оказалось возможности приехать в Северную столицу в дни форума, встреча все-таки состоялась – за две недели до открытия «3D Журналистики». Как она призналась, для нее была важна эта встреча.

Кадзуо Кобаяси: о журналистике и любви к России

29 октября в Петербурге с лекцией для студентов выступил японский журналист Кадзуо Кобаяси, посвятивший журналистике более пятидесяти лет.

С лекциями журналист часто выступает у себя на родине. В СПбГУ почетный гость рассказал, как русский язык и запуск спутника в СССР помогли ему стать журналистом, о своей работе в Москве и почему, приезжая в Россию, он всегда ощущает, что вернулся на родину.

Кадзуо Кобаяси задавал студентам вопросы, интересуясь их знаниями и наблюдая за их реакцией. Следующей весной он снова собирается в город на Неве, чтобы повидать друзей, и, возможно, опять встретиться с молодежью.