Образование МНЕНИЯ Мы попросили руководителей СМИ, опытных журналистов и редакторов, высказать свое мнение о качестве современного журналистского образования, сформулировав вопросы следующим образом:

«С чем вам приходилось сталкиваться на практике, работая со студентами, обучающимися журналистике? Есть ли разница между начинающими журналистами, имеющими и не имеющими журналистское образование? Является ли существующее профессиональное журналистское образование на сегодняшний день плюсом для успешного старта в профессии? Если нет, то, каким оно должно было быть, чтобы выполнять эту функцию?»


Ваше мнение о качестве современного журналистского образования?

Андрей РадинАндрей Радин,
руководитель службы информации
телеканала «100ТВ»:

– Сейчас много различных вузов выпускает журналистов. Профессия стала модной, и это ведёт к снижению уровня подготовки студентов, приходящих на практику. Если из общей массы один в год остается работать на канале – это уже счастье. Видно, что студентам не хватает специальных знаний и навыков. Базовые знания в процессе обучения они получают, но специальные – не в полном объеме и недостаточного качества.

Нужно больше практики и преподавателей-практиков, так как журналистика быстро меняется. Не хватает также разносторонности образования, индивидуального подхода, воспитания нестандартности мышления. Поэтому и разница между начинающими журналистами с профильным образованием и без него не очень велика. Она, безусловно, есть, но не настолько значительная, чтобы являться существенным плюсом для старта в карьере.

В целом, мне кажется, дело не только и не столько в подготовке студента. Если есть желание, огонь в глазах горит, все нужные знания и навыки приобретаются быстро. Если же нет – любое образование будет бессильно. К сожалению, отмечаю, что именно у выпускников-журналистов огонек в глазах и не горит. Кажется, что на журналистику поступают сейчас в первую очередь для зарабатывания денег, а не с желанием открыть что-то новое, оставить свой след или хотя бы сделать себе имя. Именно уровень заработка, который мифы весьма преувеличивают, приводит многих в профессию, а во время обучения эти мифы разрушаются. Получив диплом, многие понимают, что ни больших заработков, ни стремительной карьеры благодаря телегеничной внешности не будет, и уходят работать в другие сферы. В результате диплом журналиста ежегодно получают 500 человек, а в редакциях работать некому.


Елена Гусаренко Елена Гусаренко,
генеральный директор ИА «БалтИнфо»:

– Молодые журналисты (выпускники и студенты журфаков) слабо ориентируются в информационном пространстве, не владеют жанрами, не умеют расставлять акценты и элементарно плохо владеют русским языком. Что касается не-журналистов, то, как показывает практика, их кругозор шире и даже язык – лучше, они лучше социально адаптированы. Сама я, по незнанию стремившаяся на журфак и закончившая его, сейчас убеждена, что профессиональные навыки журналиста нужно получать на тренингах и семинарах, а не тратить на это несколько лет. Отсюда вывод: журналистика – это ремесло, а не образование. Образование советую всем получать на других факультетах, чтобы расширить свои представления о жизни.


Диана КачаловаДиана Качалова,
главный редактор
«Новой газеты в Санкт-Петербурге»:

– Я считаю, что нашему журналистскому образованию очень не хватает практики. Практика должна быть постоянной, как в западных школах, когда студент прикрепляется к изданию и «пашет» в нем в течение всего года. Ко мне летом приходят практиканты на несколько недель и говорят: «Нам нужно написать 2-3 аналитические статьи…» А какие аналитические статьи они могут написать? Они, может, и много книг прочли (что, безусловно, полезно для развития мозга и стиля), но такие базовые вещи, как определить экспертов по теме, какие вопросы им задать, как собирать предварительную информацию – с каждым приходится проговаривать с нуля. Это нормально, и я готова с ними работать. Но когда они забегают на месячишко, а потом исчезают на год, кажется, что все усилия – коту под хвост.

Большинство практикантов и не стремится заниматься серьезной журналистикой. Они хотят сбегать на пресс-конференцию или тусовку и написать «заметочку». Возможно, это последствия «гламуризации» профессии. Дети идут учиться, представляя, что будут работать в глянце, брать интервью у «звезд», а на практике их посылают писать про скучные пандусы для инвалидов.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Этим летом я была счастливым человеком – пришли две замечательные практикантки с журфака, которым было интересно. Да, им многое приходилось объяснять, но было главное – желание работать. И их практика, я надеюсь, перетечет в постоянное сотрудничество.

Я считаю, что в сегодняшнем виде журналистское образование не является плюсом для старта в карьере. Давным-давно я взяла на «испытательный месячный срок» двух молодых людей: один – выпускник журфака с «красным дипломом», другой – без профессионального образования и с опытом работы кем угодно, только не журналистом. В итоге взяла на работу парня без опыта и образования: он писал длиннющие, корявые тексты, но он «рыл» в поисках информации, находил ее и 9 тысяч знаков легко превращались в качественные три. Первый же, когда его отправили писать про баранов, которых на мусульманский праздник резали на виду всего дома на Петроградской, не нашел ни баранов, ни тех, кто их резал, ни возмущенных жителей. И за месяц не сдал ни одного текста.

Так что, когда я выбираю сотрудника, я смотрю в первую очередь не на его резюме и строчку «образование», а на «портфолио» и желание работать.


Нина Лукичева,
шеф-редактор «Радио Петербург»:

– Конечно, профессиональное образование является плюсом для успешного старта в профессии. С чем сталкиваюсь? Иногда приходят студенты на практику с горящими глазами, получают задание и… на этом «горение глаз» прекращается. Проблема не в образовании, а в нехватке трудолюбия. Наша профессия сложная, трудная, это ремесло, которое нужно нарабатывать.


Константин ШолмовКонстантин Шолмов,
директор РМЦ «РИА Новости»
в Санкт-Петербурге:

– На мой взгляд, ситуация с выпускниками мало отличается от существовавшей 25 лет назад, когда я сам был выпускником. Основная проблема – неготовность студентов к реальной работе. Впрочем, насколько мне известно, то же самое происходит и в других профессиях.

Несмотря на то, что к нам приходят на практику студенты с третьего, четвертого и более старших курсов, зачастую у них совершенно фантастические представления о журналистике, сложившиеся на основе книжек и телесериалов. Ребята ожидают, что в редакции на них снизойдет некое сакральное знание, после чего они сразу начнут писать гениальные колонки и получать большие гонорары. Вместо этого им приходится заниматься скучной рутинной работой, причем никто с ними не нянчится.

Так что разница между начинающими журналистами, имеющими и не имеющими журналистское образование, незначительная, она касается в основном знания специальных терминов. Плюсом профильное образование для успеха в профессии на сегодняшний день не становится. Для изменения ситуации необходимо внедрять в программу как можно больше форм практического обучения, в том числе игры и тренинги.


Ирина ЛяховаИрина Ляхова,
заместитель главного редактора
газеты «Невское время»:

– Первое, на что обращаешь внимание, когда на практику приходят студенты, – они совершенно не готовы сами работать с информацией и предлагать редактору темы для статей. В большинстве случаев практиканты ждут, что им дадут задание. Вторая проблема – низкое качество исполнения заданий. Хромает не только знание профессиональных жанров, особенно простейших, поскольку студентам поручаются, в основном, небольшие информационные заметки, которые они писать совершенно не умеют. Удручает стиль и уровень грамотности таких заметок. Редактору приходится почти полностью переписывать тексты, подготовленные практикантами, а часто и вовсе отказываться от них. Учить студентов правильно писать в редакции ежедневного издания ни у кого нет времени, а потому от таких "помощников" приходится отказываться.

Также некоторые студенты, и в дальнейшем выпускники, не любят перепроверять и уточнять факты, считая, что ответственность за их неверное изложение лежит на том человеке, с которым общался начинающий журналист. Часто допускаются ошибки в названиях организаций, мероприятий, должностях и даже фамилиях, используемых в заметках. Некоторые не понимают, что надо готовиться к мероприятию или встрече с интервьюируемым, просматривать дополнительные материалы. Грешат студенты и тем, что просто копируют пресс-релизы мероприятий, не потрудившись даже изложить прочитанное своим языком. На фоне общего падения образованности и уровня знаний всё это ведёт к грубым ошибкам.

У большинства приходящих к нам практикантов нет представления о планировании своей работы, в том числе перспективном, и даже понимания необходимости такого планирования. Иногда (в последнее время реже) нет и ответственности за выполнение полученного задания в срок.

Печально, но факт: обучаясь журналистике, студенты имеют весьма смутное представление о реальной работе журналиста. Часто, выполнив два-три задания, практиканты теряют интерес к работе и исчезают. Если хотя бы один из десяти практикантов продолжает сотрудничество с редакцией – это уже можно считать успехом.

Есть ли разница между начинающими журналистами с журналистским образованием и без оного? Сейчас она практически не ощущается, тем более, что в редакцию приходят работать люди с близким образованием – филологи, педагоги, психологи. Так что большим плюсом для старта журналистское образование сегодня вряд ли является. Проблема в том, что журналистское образование сегодня слишком оторвано от практики. Возможно, студенты и изучают особенности жанров, но применять их на практике у них не получается. Часто ориентируются на современные российские издания, хотя не все из них способны быть образцами для подражания. У студентов почти нет представления о том, чем отличается деловая журналистика от, скажем, развлекательной.

На мой взгляд, студенты должны больше работать практически, углубленно (а не в формате экскурсии) знакомится с работой газет, журналов, радио и ТВ, чтобы к моменту получения диплома они хорошо себе представляли, как применять полученные теоретические знания.