В Петербурге представлена монография о самом, пожалуй, известном российском фотографе рубежа XIX-XX веков Карле Булле. В течение многих лет Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы вел подготовку к выходу этого уникального издания, и увидело оно свет в год 160-летия со дня рождения «отца русского фоторепортажа». 12 ноября состоится открытие мемориальной доски Карлу Булле и выставки в доме 54 по Невскому проспекту, где находилась его мастерская, а сегодня располагается Фонд его имени.

В Петербурге представлена книга «Первый фоторепортер России Карл Булла»Латинское слово bulla значит «печать». Так и имя «Карл Булла» стало обозначать и период расцвета нового жанра – фоторепортажа, и знак (печать) высочайшего качества! Буквально по крупицам Фонд собирал документы, относящиеся к жизни и творчеству фотомастера, приобретал выполненные им фотографии. Многое прояснилось при поездке на эстонский остров Сааремаа, где Булла провел последние годы жизни. Результатом стал выход в свет первой в мире монографии о Булле: «Первый фоторепортер России Карл Булла». Издание осуществлено на средства Фонда и посвящено 160-летию со дня рождения Карла Карловича Буллы (Carl Oswald Bulla).

Об истории создания уникальной фотомонографии, содержащей более 700 снимков и насчитывающей 512 страниц, а также о поиске уникальных фотографий и документов рассказали в пресс-центре СПб. ТАСС члены редакционной группы. В редколлегию вошли президент Фонда Валентин Эльбек; журналист, автор концепции и текстов Юрий Светов; художник-дизайнер Дмитрий Бюргановский, выполнивший оформление издания. Перевод на английский язык осуществлен петербургской компанией «Плюс Перевод».

Как отмечают создатели монографии, для нее выверены основные вехи жизни и творчества Буллы, по которым до сих пор допускаются неточности в различных публикациях. На основе собственноручно заполненных Буллой документов установлено, что он родился в 1855 году (а не в 1853 или 1854), в Санкт-Петербург приехал в 1866 году (в 11 лет, один!), уехал на остров Эзель (Сааремаа) в июле 1918 (не в 1916 или 1917, как пишут разные авторы) и не в эмиграцию, а с намерением вернуться весной 1919 года – не довелось, шла гражданская война и в России, и в Эстонии.

Более 100 тысяч фотографий, исполненных Буллой в 1874–1917 годах, стали неотъемлемой частью визуального образа Российской империи на рубеже XIX–XX столетий. Почему Буллу называют «отцом русского фоторепортажа» или «первым русским фоторепортёром»? Он первым 24 марта (5 апреля по н. ст.) 1886 года получил свидетельство на право «снятия фотографических видов столицы и её окрестностей с условием, что при производстве означенной работы не будет причинено стеснение публики и экипажей». Поэтому 5 апреля можно отмечать как день рождения отечественного фоторепортажа.

На его снимках предстают жители громадной страны: император Николай II, гений литературы Лев Толстой, рабочие и монахи, министры и бродяги, актёры и солдаты... Карл Булла создал уникальную панораму столичного Санкт-Петербурга от величественных дворцов и набережных до глухих окраин и трущоб. В фотомонографии представлено около 700 снимков из наследия Буллы. Для того, чтобы показать его многогранность, фотографии распределены на 17 разделов. Включены и публикации Буллы в иллюстрированных изданиях, почтовые открытки с видами Петербурга с его фотографий, портреты знаменитостей и снимки обычных горожан из прославленного ателье Буллы на Невском, 54.

Отъезд Карла Буллы из страны, репрессирование его сыновей в 1929 и 1938 годах привели к парадоксу: сама фамилия «Булла» была предана забвению, а фотографии (без указания авторов) широко использовались, поскольку без них невозможно было представить историю страны. С конца 1980-х годов снимки Карла Буллы и его сыновей вновь обрели имена своих творцов.

Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы ведется подготовка к изданию фотомонографии об Александре и Викторе Булла.