Последнее в 2017 году заседание журналистского клуба «Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» посвятили детским журналам. Заседание получилось расширенным, гость проекта, главный редактор журнала «Костер» Николай Харлампиев, привел с собой коллег по цеху, выпускающих такие детские издания, как «Чиж и Ёж», «Автобус», «Планетарий», «У Лукоморья». И каждый из них внес вклад в беседу «Детские журналы для нечитающих детей».

У пламени «Костра»

Журнал «Костер» в прошлом году отметил свое 80-летие. И главный редактор журнала, и многие гости поделились своими воспоминаниями о пионерском детстве, когда каждый ленинградский школьник старался подписаться на «Ленинские искры» вместо «Пионерской правды», а самым любимым журналом у многих был именно «Костер». Как выразилась арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова, «это было сказочное время для детских изданий». Как же удалось «Костру» пережить тяжелые времена, да еще и сохранить свое, близкое пионерским сердцам, название?

«Костер» — это огромная история, которая обязывает нас ко многому, — считает главный редактор. — Чрезвычайно трудное было время, действительно, многие прекрасные детские журналы, например, «Искорка», ушли. Мы остались и не изменили себе. Ни с точки зрения концепции журнала, которую, создавая его, придумал Маршак, ни с точки зрения названия, которое придумал замечательный детский писатель Алексей Иванович Еремеев (Леонид Пантелеев). «Костер» — это необязательно символ пионерских костров, а символ дружбы. Вот вспомнил строчки Алексея Шевченко: «И всем тепло у пламени «Костра», и каждому достанется в наследство не что-нибудь, а в подлиннике — детство! И искра в сердце — пламени сестра!»

«Детский журнал – это некоммерческий проект», такого мнения придерживается не только Николай Харлампиев, но и вся Ассоциация детской прессы, которая почти в полном составе собралась в этот день в Доме журналиста. Как говорят члены Ассоциации, в их среде нет мелочной конкуренции и «перетягивания одеяла». Все люди увлеченные, понимающие, что нужно заниматься детьми, и делающие для этого все возможное, а порой и невозможное.

«Приблизительно 10 лет назад мы создали Ассоциацию детской и педагогической прессы. Нас было 17 разных изданий, включая даже районные детские газеты, сейчас осталось меньше, — с печалью рассказал Николай Харлампиев, возглавляющий эту Ассоциацию. — Сегодня в нашей ассоциации – журналы «Автобус», «Костер», «Планетарий», «Чиж и Ёж», «У Лукоморья», газета «Поколение» Дворца творчества юных. И еще журнал «Санкт-Петербургская искорка». Эта тенденция нас чрезвычайно тревожит и печалит».

Нечитающие дети или родители?

Каким должно быть издание для детей, чтобы ребенок оторвался от любимого телефона, компьютера, игровой приставки и взял в руки журнал? По мнению главного редактора «Костра», сейчас сложилась такая печальная ситуация, что хороших периодических изданий для детей в нашем городе больше, чем хороших, «талантливых читателей», которых призывал воспитывать Маршак. Вот таким воспитанием и пытаются заниматься детские журналы.

«Девиз нашего журнала – удивлять и радовать нашего читателя. Прежде всего, нужно удивить ребенка неожиданной информацией, каким-то удивительным рисунком, необычным сюжетом. Знаете, это сложнейшее сочетание, баланс занимательности и развлекательности. Для журналов в чистом виде развлекательных и коммерческих, скажем прямо, дети – это целевая аудитория, маркетинговая. Им важно продавать журнал, там много глистеров, наклеечек всяких. Это журналы, которые скорее не читают, а листают. Наши же журналы нужно читать. И тут очень велика роль библиотек. Библиотекарь советует, он берет журнал со стеллажа и говорит ребенку: «Вот тебе интересный журнал». И далее начинается чтение… Дальше уже магия чтения, которая захватывает ребенка. Мы относимся к нашим читателям, как к будущим взрослым, как к звену в цепи поколений, а не как к потребителю, покупателю, источнику дохода».

При этом с мнением, что детям сейчас интересны только гаджеты, многие издатели детской прессы не согласны.

«Значение Интернета сильно преувеличено, — уверена редактор журнала «Планетарий» Алла Репина. – Немножко отъезжаешь от Питера, и его просто нет. Могу пример привести. У нас деревенский дом за Вышним Волочком. Там, чтобы войти в интернет, надо поехать в соседнюю деревню и забраться на курган или пойти за кладбище, встать к телеграфному столбу, прижаться спиной, чтобы он как антенна сработал. И я не шучу, я серьезно. Там у детей есть школа, библиотека и хороший учитель литературы. Я когда туда еду, везу свои журналы. Они нарасхват, их с руками отрывают».

«К моему удивлению, на мастер-классе со школьниками это я говорил о том, как удобно пользоваться гаджетами, а они говорили про то, как приятно читать бумажную книгу, листать, вдыхать запах краски, — поделился Игорь Воеводский. – Знаете, лет 15 назад я был на встрече, где наши коллеги, взрослые журналисты, говорили: «Ну какой сейчас школьник будет читать про хомячков? Неинтересно это, им нужно что-то про контрацепцию и прочие вещи». После этого моя дочка, которой было лет 14, пришла домой с клеткой, в которой сидели две крысы. Это была ее давняя мечта. Врут или ошибаются те, кто уверены, что знают, про что хотят читать дети. Дети хотят знать и читать про разное».

Руководитель детской библиотеки «МЦБС имени Лермонтова» Валентина Ситникова отметила, что библиотека выписывает практически все названные журналы и много других, в том числе, и чисто развлекательных.

«Мы выписываем в пределах ста наименований разных журналов. Но какие-то журналы мы храним всего год, какие-то – два, какие-то – три, какие-то – пять. Те журналы, которые год храним, они для того, чтобы какой-то временный, короткий период времени занять ребенка, например, тот же журнал «Принцесса» там, «Скуби-Ду». А более серьезные журналы, такие как исторический журнал «Автобус» или «Костер», например, будут храниться до пяти лет. То есть даже по тому, сколько мы будем хранить у себя в библиотеке журналы, можно судить об их качестве и содержании».

Валентина Ситникова также озвучила еще одну важную проблему «нечитающих» детей», отметив, что сейчас в библиотеки приходят дети, рожденные от «нечитающих» мам и пап.

«Мамы и папы, родившиеся в суровые 90-е, разительно отличаются от предыдущего поколения родителей. Это поколение, которое журналы, можно сказать, не получало. А для того чтобы дети читали журналы, они должны от своих мам и пап, в первую очередь, такое желание, навык, привычку получать. Или в школах и библиотеках».

Больная тема

Детские городские библиотеки эти журналы в основном выписывают, но далеко не все дети в наше время их посещают. Мечта многих издателей – дойти до детей в школах.

«У нас есть такой сотрудник, который уже 33 года работает в издательстве, — рассказала литературный редактор журнала «Чиж и Ёж» Алла Насонова. — Он лектор-пропагандист. Он до сих пор ходит по школам и рассказывает о детской литературе. И одна школа так полюбила журнал «Чиж и Ёж», что теперь они покупают каждый номер, порядка 250 экземпляров, на классную параллель. И они говорят: «Когда следующий? Мы вас очень любим». И у них растет читающее журналы поколение».

Увы, это одна единственная такая школа на весь Петербург. Школы, как выразился редактор журнала «Автобус» Игорь Воеводский, — «больная тема».

«Если бы Комитет по образованию хоть на секунду воспользовался своей властью, которой он пользуется, когда что-нибудь запрещает, и, наконец, объяснил директорам школ, что без детских журналов дети расти не могут! Мы бы спокойно попадали ко всем детям! Мы же туда прорываемся только на голом энтузиазме. Сам Николай Борисович, сам Игорь Эммануилович должны прийти в школу, уговорить, чтобы нас пропустили, и так далее. При этом как-то я в Невском районе вступал в школе 5 уроков подряд, приводили по 2-3 класса начальной школы. А на следующей неделе кто-то куда-то настучал, и их несколько месяцев потом проверяли, сколько они на этом заработали».

Невидимые журналы

Где же купить такие прекрасные журналы? Этот вопрос из зала вызвал у всех издателей детской прессы дружный вздох. Ситуация с распространением в Санкт-Петербурге, с одной стороны, намного лучше, чем, например, в Москве, но намного хуже, чем хотелось бы.

«Когда мы организовали Ассоциацию детской прессы, нашей целью, в том числе, было попасть в розничные сети, — рассказал Николай Харлампиев. – И мы этого добились при помощи Комитета по печати и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Наши издания включили в список социально-значимых и обязали розничные сети брать нас на реализацию. И мы там есть. Но увидеть их там невозможно… Все глянцевое-блестящее вы увидите, а про нас надо три раза спросить, и откуда-то из-под прилавка, может быть, достанут».

Взяв дело в свои руки, журнал «Автобус» договорился с Петербургским метрополитеном об открытии собственного киоска на станции метро «Невский проспект». Именно здесь все ищущие качественную детскую прессу родители могут обнаружить большой ассортимент хороших журналов.

«У нас продается «Автобус», «Костер», «Чиж и Ёж», другие петербургские и московские журналы вплоть до «Мурзилки», — прокомментировал Игорь Воеводский. – На станции метро «Невский проспект» в кассовом зале. Но, конечно, на огромный город – это безумно мало».

«Замечу, что москвичи нам страшно завидуют. И «Веселые картинки», и «Мурзилка», потому что их московские хорошие журналы не попадают в киоски Москвы совсем. Мы попадаем, — отметила Алла Насонова. – Но есть очевидная проблема: городские киоски нас берут… Они берут по одной штуке на киоск. Одна штука продается в один день, естественно, там есть собственные любители. Вторая штука уже в этот киоск никогда не попадает. Из нашего 5000-го тиража, 550-600 заказывает «Метропресс» ежемесячно, 200 – «Роспечать», а остальное мы продаем в ТЮЗе, книжных магазинах, в том самом замечательном киоске на станции метро «Невский проспект».

Выросшие читатели

Да, есть у детских журналов сложности и с финансированием, и с распространением, и с воспитанием «талантливых читателей», но все же общий тон беседы был очень оптимистичным. Как пошутила ведущая встречу Ирина Иванова, она не знает, «какое удовольствие получают читатели, но то, что взрослые, которые делают детские журналы, предлагают их в библиотеках, выписывают, получают колоссальное удовольствие – это совершенно точно». И как может быть иначе? Ведь детская аудитория – самая благодарная, искренняя и отзывчивая. И у каждого издателя в копилке есть истории про уже выросших читателей, на судьбу которых в той или иной мере повлиял их труд.

«Однажды нам написала девочка-второклассница про посещение выставки Малевича в Русском музее, — рассказал свою любимую историю Игорь Воеводский. — Она написала о Малевиче гораздо лучше, точнее, чем искусствоведы. 4 года назад она мне позвонила, эта девочка, и сказала: «Вы, наверное, меня не помните…» Сейчас она работает начальником отдела в Музее театрального искусства. И вот таких читателей журнала «Автобус», ставших журналистами, сотрудниками музеев, великое множество. И даже те, кто никак не связаны ни с историей, ни с архитектурой, ни с журналистикой, приходят и говорят о том, что для них было очень важно это чтение».

«В 1998-м или начале 1999-го в одном из первых номеров нашего журнала мы объявили конкурс, и в нем принял участие ребенок из далекого города Омска, — с воодушевлением поделилась своей историей Алла Насонова. — Мальчик прислал несколько чудесных рассказов, чем-то похожих на прозу Николая Ивановича Сладкова или Сахарнова. Такие маленькие наблюдения над природой. Мы этого мальчика наградили главной премией и послали ему книжку «Зеленые страницы» с лучшими ленинградскими писателями, пишущими о природе. Он ответил еще более бурным счастливым письмом, на котором были размазаны дитячьи слезы, о том, как он счастлив, никогда в жизни не ожидал такой победы. Прошло почти 20 лет. И вот в прошлом году наш главный редактор с коллегой поехали по приглашению Красноярской писательской организации на семинар молодых писателей Сибири. Возвращаются оттуда и говорят: «Ой, Алла Юрьевна, такой писатель потрясающий появился в Омской области, Виктор Бован». Я вздрагиваю: «Я же его помню. Я писала ему письмо в 1999 году. Интересно, помнит ли он меня». Недавно мы с ним встретились на семинаре молодых писателей в Екатеринбурге. И этот чудный мальчик не просто помнит. Он сказал: «С той поры, как Вы мне написали письмо, я только и знаю, что пишу». Как говорится, «как наше слово отзовется». Он уже печатается в журналах, скоро выйдет книга. Настоящий писатель-самородок. Тончайший человек с прекрасным русским языком из глухой деревни Омской области, не имеющий никакого литературного образования, стал, уже можно сказать, состоявшимся писателем. Только ради одного этого, я думаю, стоило 20 лет издавать литературный журнал!»

«Я безумно рада, что попала на эту встречу и увидела, как много, с какой радостью, с каким воодушевлением журналисты заботятся о детях. Я сразу вспомнила свое замечательно детство, журнал «Костер» и поняла, что мои дети (1987 и 1992 годов рождения) – это дети, которые не получали этих журналов. Помню, что «Чиж и Ёж» я иногда покупала для сына, но в то время для меня было очень дорого его покупать. Я еще очень рада, потому что увидела все эти замечательные журналы, которые будут очень интересны моей внучке-первокласснице. Но в жизни я их не вижу. Я хожу к метро, в «Первую полосу», «Союзпечать», в центре города и ищу что-то своему ребенку. Там так много всякого яркого, таблоидного, мультяшного и так далее. Но ни одного из этих прекрасных журналов нет ни в одном ларьке. И вот это катастрофа!»

Елена Самарская

Партнер проекта – интернет-канал Piter.tv. Запись прямой трансляции встречи https://piter.tv/conference/804/

Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU

О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.

«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Проект реализуется при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации Санкт-Петербурга.

Материалы о предыдущих встречах

"Новости - наша конфессия"
(встреча с директором Петербургского филиала НТВ Петром Годлевским и главным редактором передачи «Сегодня в Петербурге», собкором НТВ в Санкт-Петербурге Николаем Булкиным)

«Новые смыслы, новые идеи, новая информация»
(встреча с главным редактором интернет-журнал "Мозгократия" Сергеем Ачильдиевым)

«Буквы тленны, а голос бессмертен»
(встреча с руководителем «Радио России – Санкт-Петербург» Татьяной Мартыненко)

«Работаем с огоньком!»
(встреча с главным редактором интернет-газеты «Фонтанка.ру» Александром Горшковым)

«Уроки Ведомостей»
(встреча с экс-редактором петербургского бюро газеты «Ведомости» Анной Щербаковой)

«Журнал должен издаваться на деньги подписчиков»
(встреча с главным редактором журнала «Звезда» Яковом Гординым)

«Мы даем обе стороны медали»
(встреча с главным редактором газеты «Петербургский дневник» Кириллом Смирновым)