Три исследования не в пользу печатной прессы

К РЕСУРСАМ Twitter и Facebook все больше пользователей обращается как к источникам информации. При этом все меньше читателей черпают новости из традиционных местных газет. И так происходит не только в США.

Согласно исследованию, основанному на опросе 2035 взрослых пользователей Интернета в США, популярность Twitter и Facebook в качестве источника новостей продолжает возрастать. 63 процента пользователей этих социальных сетей используют их в качестве источника новостей о мировых событиях. Совсем недавно, в 2013 году, эти показатели выглядели так: 52% пользователей Twitter и 47% пользователей Facebook следили за новостями в социальных сетях.

Казалось бы, у двух соцсетей примерно равное количество таких пользователей, потенциал распространения новостей у них существенно различается. В частности, за горячими новостями большинство опрошенных следит именно в Twitter – 59% (у Facebook – 31%). Авторы исследования отмечают, что это обусловлено спецификой Twitter как соцсети, в большей мере предназначенной для репортажей в режиме реального времени. Поэтому пользователи Twitter чаще отдают предпочтение новостным лентам, а те, кто пользуется Facebook, больше ориентированы на публикацию собственного контента и его обсуждение. Треть пользователей Facebook (32%) публикуют материалы о политике и государстве, а 28% комментируют подобного рода сообщения. В Twitter лишь четверть пользователей (25%) делает публикации на эти темы, а отвечают на «твиты» о политике и государстве и того меньше – лишь 11%.

* * *

Внимание к традиционной печатной прессе у читателей, наоборот, снижается. По данным исследования, проведенного в трех крупных городских агломерациях – Денвере (Колорадо), Маконе (Джорджиа) и Сиукс-Сити (Айова), девять из десяти жителей США следят за местными новостями, при этом половина из них достаточно внимательно.

В Денвере, городе с наибольшим количеством поставщиков местных новостей (140 против 24 в Маконе и 31 в Сиукс-Сити), население реже обращается к местным телеканалам и чаще получает сведения из других источников. Так, на местное телевидение в Денвере полагается лишь 58% населения, в то время как в Маконе – 66%, а в Сиукс-Сити – 68%. Впрочем, это не мешает телевидению оставаться самым популярным источником местных новостей.

Лишь четверть жителей Денвера (23%) черпают новости из главной местной газеты. В Сиукс-Сити и Маконе этот показатель выше: 40% и 36% соответственно. Однако местные газеты в большей мере, чем телевидение, уделяют внимание городским проблемам. Так, 30% материалов Denver Post посвящены правительству, политике, экономике и образованию. Для сравнения: на местном ТВ данным вопросам посвящено лишь 11% материалов.

Приход цифровых технологий в разной степени повлиял на привычки населения в разных городах. Более половины населения Сиукс-Сити и две трети населения Макона и Денвера регулярно обращаются хотя бы к одному электронному ресурсу, посвященному местным новостям. Наиболее активные жители Денвера (45% населения) считают, что Интернет крайне важен для получения местных новостей (против 38% в Маконе и 33% в Сиукс-Сити). 79% использует хотя бы одно цифровое устройство для чтения местных новостей (против двух третей в Маконе и Сиукс-Сити), 54% хотя бы раз за прошедший год поделилось новостной статьей при помощи Интернета (против 36% в Маконе и 40% в Сиукс-Сити).

Полученная статистика закономерна: Денвер опережает по распространенности высокоскоростного Интернета (70% против 48% в Маконе и 52% в Сиукс-Сити).

* * *

В связи с ростом популярности интернет-журналистики Pew Research Center провел исследование с целью сосчитать количество рабочих мест в 30 крупных и 438 мелких новостных интернет-изданиях в США.

Оказалось, что 468 изданий (большинство из них появилось в последнее десятилетие) организуют почти пять тысяч рабочих мест. Но это покрывает лишь малую часть рабочих мест, сокращенных в газетах и журналах за последнее десятилетие.

Согласно отчету Американского сообщества новостных редакторов (American Society of News Editor), с 2003 по 2012 год в новостных отделах газет было сокращено более 16 200 рабочих мест. По данным Ad Age, в журнальном производстве произошло сокращение 38 тысяч рабочих мест.

Многие интернет-издания стремятся заполнить пробелы, оставленные традиционными медиа, будь то освещение нишевых тем, международных проблем, местных новостей или проведение независимых расследований. Половина ресурсов рассматривает себя в качестве местных или гипер-местных изданий, освещающих происшествия в рамках отдельно взятого района.

Среди интернет-изданий множество небольших некоммерческих ресурсов. На 241 из 438 небольших сайтов работает всего по три человека или меньше. Некоммерческая бизнес-модель оказывается привлекательной для большинства подобных изданий.

Идет активный поиск новых форматов, новых способов подачи и визуализации материала. Развивается «краудсорсинг» – привлечение через Интернет широкой общественности к исследованию и решению общественных проблем.

Многие интернет-издания быстро развиваются и стремительно набирают популярность. Не так давно публикации BuzzFeed считались разновидностью «кликбейта» (способ построения заголовка, допускающий искажение смысла, чтобы заинтересовать читателя). Но недавно Пол Стейгер (Paul Steiger), бывший редактор The Wall Street Journal, назвал BuzzFeed «командой, к которой он хотел бы примкнуть», если бы занимался журналистикой.

Еще недавно многие журналисты даже не слышали о компании Vox Media, но когда Time Inc. сообщила о сокращении еще 500 рабочих мест, Дейв Вейгель (Dave Weigel) из журнала Slate оставил в Twitter полушутливое сообщение: «Еще 500 новых резюме в Vox».