Худший кризис в истории испанских СМИ

Кризис испанской журналистики, связанный с развитием Интернета и новых средств коммуникации, обострился еще больше благодаря всемирному экономическому спаду. За шесть лет, с 2008-го по 2014 год, в Испании закрылось 364 СМИ.

Говорящие цифры

Авторы издания CTXT попытались исследовать причины кризиса. По мнению Мигеля Альвареса (Miguel Álvarez) из издания El Viejo Topo, журналистика столкнулась сразу с несколькими кризисными явлениями: экономической нестабильностью, кризисом плюрализма, независимости и этики. Финансовые проблемы заставили издателей больше учитывать интересы рекламодателей, нежели читателей. За один только 2009 год доходы издательств сократились на 21%.

По данным ежегодного доклада Ассоциации прессы Мадрида за 2014 год, за шесть лет было уволено 11875 журналистов, и сокращения продолжаются. Согласно последней информации, 9451 журналист оказался без работы.

Происходит снижение рентабельности печатных изданий и переход к аудиовизуальным средствам передачи информации. Но обострилась и более глубокая профессиональная проблема – снижение авторитета журналистики в целом. Согласно сообщению Международного института прессы, СМИ в Испании испытывают недостаток свободы, отсюда снижается доверие населения к прессе, и её воспринимают как политический инструмент.

Испания никогда не отличалась плюрализмом в СМИ. Сегодня 60% рынка печатной прессы поделено между тремя крупными холдингами: Vocento, Unidad Editorial и Prisa. Телевидение – основной источник информации у населения – контролируется группами компаний Planeta и Mediaset.

Испанская пресса не является политически независимой. Так исторически сложилось, что СМИ в стране занимают четкую политическую позицию, симпатизируя той или иной политической партии. В научных работах Д. Халлина (Daniel Hallin) и П. Манчини (Paolo Mancini) такая система получила название «средиземноморской модели».

Не является испанская пресса независимой и с финансовой точки зрения. Так, 23% El País – самой читаемой ежедневной газеты Испании – с 2013 года принадлежит банкам Santander, HSBC и Caixabank. По словам бывшего редактора El País Пере Русиньола (Pere Rusiñol), «не может быть свободы прессы в обанкроченной компании, принадлежащей банку». Русиньол привел в пример громкое расследование о счетах семьи Ботин (Botín) в швейцарских банках, новость об этом появилась во многих международных изданиях, но миновало передовицу El País, поскольку семья Ботин владеет банком Santander (совладелец газеты).

Испытывает испанская пресса и кризис этики. Частичная занятость стала нормой: 67% журналистов столкнулись с мерами по сокращению штата, а 76% пережили сокращение заработной платы. Редакции все чаще прибегают к услугам временных сотрудников и фрилансеров. По словам эксперта Мигеля Альвареса, в таких условиях практически невозможно добросовестно выполнять свою работу. Так, по данным Ассоциации прессы Мадрида, около 80% журналистов сталкивается с давлением при выборе темы и при работе с материалом. Приходится выполнять «больше задач меньшими средствами».

«Черные пятницы»

Федерация ассоциаций испанской прессы (FAPE) выпустила манифест, где сказано, что пресса в Испании переживает «худший кризис в истории». Девиз организации – «Без журналистов нет журналистики. Без журналистики нет демократии» – был перенят многими ассоциациями и СМИ. Опасения у журналистов вызывают продолжающиеся сокращения, распространение частичной занятости, «обескровливание» профессии, что в ряде случаев становится «источником манипуляций, погони за сенсациями, ненависти и защиты интересов, чуждых большей части общества».

Все чаще в профессиональной среде раздаются протесты против системы аутсорсинга – передачи работы сторонним компаниям в обход собственных сотрудников, а также “параллельных редакций”, когда несколько редакций связываются единой идеологической линией, диктуемой медиахолдингом. Одним из объектов подобной критики стал директор компании Radiotelevisión Castilla-La Mancha Начо Вилья (Nacho Villa), в прессе окрестили «полицейским комиссаром» на службе правительства Коспедаль. В знак протеста против «информационного манипулирования, параллельных штатов, сокращения профессионалов, договоров подряда, недостатка прозрачности и безответственного управления» сотрудники RTVCM провели «черные пятницы» – протестующие сотрудники приходили на работу в одежде черного цвета.

Тяжелые времена переживает и крупнейшая государственная телерадиокомпания Radio Televisión Española (RTVE). Хотя в компании не проводились сокращения, она испытывает острый недостаток финансирования. Сотрудники RTVE всё чаще высказываются против «экономического удушья» и идеологической пристрастности редакции. В частности, критику вызвало назначение в качестве главы службы новостей Антонио Альвареза Гундина (Antonio Álvarez Gundín), известного своими правыми взглядами.

Вследствие огромных долгов региональная компания Ràdio Televisió de Valencia (RTTV или Canal 9) в 2012-м сократила 1198 из 1643 своих сотрудников. Впоследствии эта мера была признана Верховным Судом незаконной, и компания была закрыта. Валенсия лишилась собственного ТВ.

В 2013 году в Telemadrid сокращения коснулись 829 из 1175 сотрудников, штат ограничивается теперь 300 сотрудниками. В марте 2014 года эти сокращения также были признаны незаконными, и уволенным пришлось выплатить компенсации.

статистика сокращения рабочих место в СМИ Испании

Толчок для новых медиа

В 2008 – 2014 годы было создано 331 новое СМИ. По данным на март 2014 года, 92,5% новых СМИ – электронные и лишь 7,5% издаются на бумаге или имеют бумажную версию помимо цифровой. Из всех электронных СМИ 6,9% – это службы онлайн-ТВ или радио. При этом 29% всех новых СМИ – местные, и лишь 9% из них национальные. 12% посвящены культуре и искусству, 10% спорту и лишь 5% экономике. Новые СМИ быстро завоевывают популярность среди читателей, во многом благодаря тому, что осмеливаются задавать вопросы, в отличие от традиционных изданий. По словам Рафаеля Анибала (Rafael Aníbal), «люди ищут новые источники информации, не связанные напрямую с властью».

Все чаще журналисты вкладывают в издания собственные средства, но не пока получают дохода (13% всех новых проектов не приносят прибыли). В целях сохранения независимости многие new media накладывают различные этические ограничения на рекламу, а также ищут альтернативные способы заработка. Помимо рекламы, составляющей около 40% доходов, Ассоциация прессы Мадрида упоминает такие источники дохода, как покровительство, добровольные пожертвования читателей, различные корпоративные услуги (публикация пресс-релизов, организация мероприятий и т. п.), продажа выпусков и подписок. Популярность набирает краудфандинг – для открытия новых изданий или сохранения существующих изданий «на плаву».

Как указывает исследователь Рамон Салаверриа (Ramón Salaverría), хотя такие цифровые издания, как El Confidencial или eldiario.com, набирают более 5 миллионов посещений в месяц, они по-прежнему в разы уступают по читаемости классическим газетам – El País или El Mundo.

Впрочем, в испанской профессиональной среде имеются и другие мнения. Так, редактор и колумнист El Mundo Висенте Лозано (Vicente Lozano) считает, что разговоры о кризисе испанской прессы сильно преувеличены. По его мнению, основной интерес в сохранении традиционных медиа принадлежит лоббистским политическим структурам, поддерживающим печатные издания для воздействия на их редакционную политику: «Ни конгресс депутатов, ни правительство пальцем о палец не ударили, чтобы разобраться с тем, что происходит с пишущей прессой в нашей стране, и изучить ее проблемы. Вместо этого политики воспользовались финансовой слабостью СМИ для влияния на редакционную политику». По его словам, современная журналистика вовсе не переживает кризис и производит контент не худшего, а даже лучшего качества, чем когда-либо. Лозано высоко оценивает работу журналистов при освещении военных конфликтов и шпионских скандалов, а также роль журналистских расследований при разоблачении бывшего президента Каталонии Хорди Пуйоля (Jordi Pujol), подозреваемого в коррупции и хищении государственных средств. По мнению Лозано, кризис испытывает не столько профессия, сколько традиционные бизнес-модели печатной прессы, сопротивляющейся переходу в веб-пространство и применению новых технологий.