Фриланс становится всё более заметным явлением. Журналисты, оказавшиеся на вольных хлебах, активно используют всевозможные онлайн-сервисы и мобильные решения. Но пока специализированные платформы и интересные онлайновые проекты для медиафрилансеров чаще создаются зарубежными разработчиками.

Freelancer.com, пожалуй, один из самых известных международных многоязычных порталов для фрилансеров. Ресурс связывает «внештатников» и работодателей по всему миру (в системе их уже более 17,3 млн, а также 9 млн проектов и предложений). Общая стоимость услуг в рамках проекта оценивается создателями в $3 млрд. Freelancer.com предлагает пользователям «поиск работы 3.0», где версия 1.0 соответствует традиционной работе в офисе, а версия 2.0 — использованию таких служб, как LinkedIn или Infojobs, для поиска полезных деловых связей и контактов. Freelancer.com делает следующий шаг, чтобы обеспечить контроль над выполнением и оплатой заказов.

В этом году в Россию пришел французский сервис StarOfService. По данным ресурса, за прошлый год более 150 тыс. его французских пользователей выполнили заказы на общую сумму более €150 млн. Похоже, приглянулся он и пользователям в России. В числе наиболее востребованных категорий на сайте, в частности, услуги фотографов.

Примечательно, однако, что сегодня создаются и продвигаются не только универсальные платформы для внештатных специалистов, но и проекты, адресованные конкретной аудитории, к примеру, непосредственно журналистам-фрилансерам и потребителям их услуг. В США и вовсе наблюдается настоящий бум всевозможных онлайновых сервисов и веб-приложений для медиафрилансеров.

В июне 2015 года, The Washington Post запустила собственную платформу The Washington Post Talent Network, и участие в проекте предполагает оплату. Пока же сеть адресована гражданам США, но создатели не исключают, что проект превратится в международный. Учетную запись нового пользователя и размещенные им работы изучает редактор и принимает решение, подходит ли кандидат для проекта.

Компания Crew Connection создала онлайн-платформу Crew Cloud, объединяющая фрилансеров, вернее даже съемочные бригады, производящие видеоконтент по всему миру. На главной странице поисковая строка с вопросом: «Куда отправить съемочную бригаду?». Набрав «Россия», получаем ответ: «У нас много съемочных групп, зарегистрируйтесь, чтобы ознакомиться с предложениями». Между прочим, с видеоресурсом сотрудничают известные телекомпании – Canadian Broadcasting, CBS, HBO, Disney Channel, Discovery Channel и др.

Проект Voxmedia приглашает присоединиться «к компании трудолюбивых, творческих и умных людей, которые гордятся своей работой». «Наши сотрудники имеют опыт в живописи, журналистике, бизнесе, литературе, спортивном маркетинге, рекламе, фотографии, политике, блогах, футболе, веб-дизайне и разработке программного обеспечения, опыт продаж и написания материалов», – сообщают создатели проекта.

Ресурс Paydesk.co – это более 1500 журналистов, работающих в самых разных жанрах в более чем 150 странах и «готовых быть нанятыми на работу в один клик». Чтобы найти журналиста, нужно просто воспользоваться поиском на сайте. Есть здесь и учетные записи петербуржцев, например, фотографов.

Проект Blink.la так и заявляет: «Будущее СМИ за медиафрилансом!» До Blink его создатели работали главредами крупных медиакомпаний, таких как The Wall Street Journal и The New York Times. Этой командой создано и поддерживаются многие успешные стартапы. В совет проекта входят предприниматели и руководители.

Проект Current позволяет как любителям, так и профессиональным фотографам получить задания от ведущих медиакомпаний, ищущих фрилансеров-стрингеров для мгновенного освещения событий. «Создайте эксклюзивное видео прямо с вашего смартфона и за это заплатят. Да, это так просто!» – уверены авторы проекта.

Видимо, и в России в скором будущем у журналистов-фрилансеров обретут популярность такие платформы. Предпосылки для этого есть. В Петербурге, как известно, СМИ редко приглашают новых сотрудников в штат, но для заинтересованных в работе фрилансеров всегда найдутся задания. Союз журналистов Петербурга и Ленобласти недавно открыл свой проект pressjob.ru, в том числе для фрилансеров. В СЖ также начала работу Гильдия медиафрилансеров.