Как влиять на детей разных возрастных групп, чтобы потом им было легче ориентироваться? Какую профессию получить и какие свои сильные стороны развивать в себе? Как определиться с дальнейшим выбором профессии и быть на рынке труда успешным и востребованным? Эти и многие другие вопросы обсудили участники встречи «Профориентация детей: развитие способностей и выбор востребованной профессии». Состоялась она 26 мая в пресс-центре Агентства Бизнес Новостей.

«Мы работаем с разными человеческими аудиториями и выявляем огромный дисбаланс – существует перепроизводство ряда специальностей, которые не востребованы на рынке труда. Как следствие, растет напряженность. Люди приходят в центры занятости в надежде перепрофилироваться», – отметила директор по СЗФО рекрутингового сайта HeadHunter Юлия Сахарова.

Юлия СахароваЮлия Сахарова, HeadHunter:
«Увы, знакомить ребенка с профессиями, например через игру, большинство родителей начинают довольно поздно. А при выборе кружков и секций акцент на развитие математических навыков, а также получение знаний в области программирования и информатики, делается в возрасте 14-16 лет, что, скорее всего, связано с «натаскиванием» к ЕГЭ и для поступления в вуз. Аналогичная ситуация наблюдается и с изучением иностранных языков: интерес к дополнительным занятиям растет в 10-14 лет. Дети дошкольного возраста чаще посещают спортивные секции, художественные и танцевальные занятия.

Эксперты-психологи, специалисты в области образования, представители бизнеса сходятся во мнении, что сегодня «техническое» мышление ценится гораздо выше гуманитарного. Технические знания дисциплинируют и помогают в дальнейшем при условии наращивания soft skills реализовать себя практически в любой сфере».


Вторая проблема – это система образования. Младшая школа, средняя школа, вузы. Ребята, окончившие эти образовательные учреждения, приходят в растерянности, поскольку не знают, какой путь выбрать дальше.

Тема подростковой профориентации, система знакомства детей с различными профессиями и развитие детей в строну профориентации с детства – всем этим необходимо заниматься с самого раннего возраста, считает генеральный директор детского города профессий «КидБург» Максимилиан Пивоваров.

«Есть информация и есть знания. Чтобы информация превратилась в знания, нужен мыслительный процесс. Сейчас неизвестно, какие специальности будут востребованы через 25 лет. Говорить об этом – это словно лететь на самолете на несуществующий аэродром».

«КидБург» предлагает детям поиграть в реальную жизнь, приобрести необходимые гибкие навыки, такие как умение самостоятельно делать выбор, принимать решения, управлять собственным временем, нести ответственность и принимать решения отдельно от родителей. Все это можно привить без конкретной привязки к профессии, считают организаторы детского города. Средний возраст детей 4-14 лет.

«Если мы говорим о профориентации, то это в первую очередь просвещение. Дети должны знать о мире профессий, желательно достаточно конкретно, весело и наглядно. Ребенка надо профориентировать не только в выборе профессии, но и в том, как строить карьеру, развивая человеческие характеристики», – отметил кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии факультета психологии СПбГУ Сергей Маничев.


ИТОГИ ОПРОСА
Когда лучше всего знакомить ребенка с разнообразием профессий?
Хотят ли родители, чтобы ребенок пошел по их стопам?
Какие профессии будут востребованы через 10-15 лет?

Вы хотели бы, чтобы ребенок выбрал вашу профессию

Как правило, родителей начинает беспокоить процесс выбора будущей профессии, когда ребенку исполняется лет десять-четырнадцать. Переживания касаются того, что ребенок не проявляет выраженных склонностей. Каждый пятый, как оказалось, не обладает достаточными знаниями для помощи в выборе профессии. При этом 70% детей разных возрастов получают информацию о многообразии профессий из семьи. И конечно, чем старше ребенок, тем чаще он обращается к Интернету и СМИ, а также наводит справки в вузах и колледжах.

62% респондентов скорее не хотят (но все равно поддержат выбор) или точно не хотят, чтобы ребенок выбрал их профессию (речь о работниках логистической сферы, транспорта, сферы продаж, финансов и экономики, образования). Наоборот, положительно смотрят на то, чтобы ребенок пошел по их стопам, медики, специалисты информационных технологий, строители, юристы.

Опрос проводился с 12 по 23 мая 2016 года Службой исследований HeadHunter совместно с детским городом профессий «КидБург».
Было проанализировано 1908 ответов респондентов, имеющих детей в возрасте от 2 до 18 лет.