Хочу вовлечь вас в мир человека, круг его друзей, коллег, творческих интересов... творческих и жизненных свершений.

Людмила Колесникова «Как хороши, как свежи были розы...»

Вот она бежит марафон в Барселоне... Днями и ночами создает на съемках и в монтажной телевизионные фильмы. Вот выпускает ни на какие другие не похожие книги... Растит у своего дома вместе с любимым мужем розарий, он и этим летом цвел до глубокой осени... Осматривает в Стокгольме дворец, где вручают нобелевские премии... Сама, без оператора, находясь в США, снимает интервью с гениями-физиками, а встретив в гостях писательницу Татьяну Толстую, записывает и ее откровенный рассказ-воспоминание о знаменитых предках.

Мне, например, она внятно и доходчиво объясняла принцип работы Большого адронного коллайдера, она его видела и хорошо рассмотрела.

Для нее не существовало понятия «невозможно»: нет транспорта – едет, чтобы попасть домой, ночью в Гатчину на попутках. Или достает вертолет, чтобы сверху увидеть строительство знаменитого сооружения. А вот она, вернее, мы вместе, пробиваемся в Малый зал Филармонии, сидим на ступеньках, почти под ногами великого пианиста.
У нее был безупречный вкус во всем и редкое умение жить «на полную катушку», успевать за день сделать столько, что другой не сможет и за неделю...

Красота окружала ее в жизни: смотрится в зеркало – видит прекрасное лицо, глядит в глаза дочки Ниночки – смотрит в ясные очи, размышляет о ее будущем...

Не буду вам рассказывать то, что вы сможете прочесть в книге, которую мы все успели презентовать за месяц с небольшим до ухода Люси (ее не стало 7 декабря 2014 года).

Да, о красоте: на обложке книги – фотография автора в юности. Красота сопутствовала ей во всем. Духовность, красота внутренняя ее мужа, знаменитого физика Николая Константиновича Абросимова. Неотразимое обаяние героев ее фильмов, рассказов, повестей – это ученые физического института в Гатчине, где Людмила Анисимовна Колесникова работала тридцать лет. Это писатели, и среди них – Даниил Гранин, который дал ей рекомендацию для вступления в Союз писателей. И поразившие ее люди – например, Юрий Платонов, он отреставрировал знаменитые эрмитажные часы «Павлин» (они и сейчас работают)... И ее родные, о которых она написала с теплотой, юмором и нежностью. Это и первая школьная учительница.

Л.А. Колесникова была известна прежде всего как научный сотрудник, руководитель информационно-общественного центра Петербургского института ядерной физики им. Б.П.Константинова РАН. Была членом Союза журналистов с 1967 года – как сотрудник ленинградского телевидения, на котором она проработала двенадцать лет, и автор многочисленных газетных публикаций в периодических изданиях. Автор книг, включая «Воспоминания об академике Б.П. Константинове» (изд-во «Наука», 1985), ответственный редактор дайджестов «Научные среды» (1996 – 2000). Была редактором спецвыпусков в газете «Гатчинская правда». В 2000-м за сборник «Научные среды» удостоена премии на конкурсе лучших работ ПИЯФ РАН. Сорок лет она проработала в ПИЯФ. Принимала участие в создании документальных фильмов (первый из них – «Часовой мастер», посвящен часовщику Юрию Платонову, восстановившему часы Павлин в Эрмитаже и часы на башне Гатчинского дворца; другой ее фильм 1999 г. «Черные дыры должны светиться» – о существовании чёрных дыр во вселенной).


Ей были подвластны многие жанры – литературные и журналистские. Перышко ее было легким, а слог – блестящим. Но главное – умение глубоко, на уровне научном изучить сложнейшие проблемы и доходчиво подать широкому кругу читателей. Среди ее работ – книги об академике Борисе Константиновиче, книга «Штрихи к портрету теоретика», посвященная жизни и трудам физика-теоретика Алексея Ансельма. Она была человеком-оркестром. Журналистом, писателем, поэтом. Лауреатом ряда премий, в том числе литературной премии имени Гоголя. Стены ее кабинета украшают международные дипломы. К тому же она создала знаменитые «Научные среды» в гатчинской газете.

С уверенностью могу сказать, что она блистала в жизни, в творчестве, любила эту жизнь во всем ее многообразии. Человек большой эрудиции, она неустанно работала на благо людей. Друзья тянулись к ней – то на шашлыки, то на прогулку по Гатчинскому парку и дворцам, то просто так – увидеться, обняться...

Мы называли ее «наш Николай Островский» – после того, как болезнь на долгие годы уложила ее постель. Но и тут характер не подвел «железную леди» – она с помощью няни садилась в кресло с утра и одним пальчиком набирала тексты книг и статей. Каждый день, в горе и в радости.

Книга, которую я держу в руках – некий творческий итог. Но не только. Называется она «Невыдуманные рассказы», вышла только что. Собственно, это – избранное. Это год работы. Это труд и ее коллег по институту, по телевидению. Творческая работа художника, редактора. На обложке – снимок, сделанный фотографом телевидения Валентиной Федоровой. Как сказала мне Люся: «Хорошо, что я увидела ее еще при жизни».

Планов у нее было лет на десять вперед, и все уже обрастали предварительными договоренностями, адресами, заготовками...

Завершает книгу эту «Исповедь жены ученого», которая никого не сможет оставить равнодушным. «Спасибо, любимый, что ты оставил мне самое дорогое богатство – память сердца! Я буду кричать во Вселенной твое самое лучшее имя...»

Вот и ушла она во Вселенную, звезда яркая. Ее жизнь – подвиг, он был совершаем много дней, много лет. И продолжался до последнего дыхания.
Книга эта – лебединая песнь, как песнь о любви.

Ирина Жарова,
2015 год