Main menu



«Золотой фонд» Марины Петровой

Петрова Марина Алексеевна (1931 – 2008) Более полувека проработала на Ленинградском – Петербургском радио известная журналистка, заслуженный работник культуры России Марина Алексеевна Петрова. Работая у микрофона, она была достойным собеседником ученых, писателей, музыкантов, артистов, и сама создала много интересных авторских программ.

Мне всегда было приятно общаться с этой умной, приветливой женщиной, тем более, что я знал её со студенческой поры. Встречая её, я всякий раз на мгновение мысленно переносился в пятидесятые годы прошлого века…

Филологический факультет Ленинградского университета. Учились на нем тогда (впрочем, и сейчас) преимущественно девицы, нашего брата было мало. Как пелось в одной песенке:

На лекции взглянешь – лишь ленты и косы,
И мальчики наши, как в море утесы…

В этом девичьем море я однажды приметил симпатичную студентку с пышными черными волосами, в красном, вязаном из шерсти платье. Девушка привлекла мое внимание какой-то особой статью, уверенностью в себе и жизнерадостностью. Звали её Марина.

Я потом видел её на общих лекциях, встречал в филфаковских коридорах. Но не часто: она училась на романском отделении, я – на славянском. Трудно было предположить, что у нас окажется одна профессия – журналистика, и наши жизни будут во многом связаны с легендарным Домом радио. Именно здесь довелось работать Марине Петровой. И здесь она стала большим мастером эфира.

В июле 2007 года в Доме радио коллеги и друзья тепло отметили пятидесятилетие творческой деятельности Марины Алексеевны. Были праздничный стол, цветы, тосты и пожелания хорошего здоровья и новых успехов.

В тот день я взял у бывшей однокашницы интервью для газеты «Телевидение. Радио». Привожу здесь его слегка сокращенную запись:

Марина, вспомните, как началась ваша работа в Доме радио.

– 15 июня 1957 года в мою трудовую книжку записали слова: «Ленинградское радио». До этого я студенткой сотрудничала здесь внештатно, и вот стала штатным работником. Тогда имелись большие проблемы с трудоустройством, но освободилось место, и меня взяли.

В какую редакцию?

Марина Алексеевна Петрова– «Последних известий», заведующей корреспондентской сетью. Я должна была контактировать с внештатными авторами. Редакция очень интенсивно сотрудничала и с областью, и с предприятиями города, это было живое, интересное дело. А попала я, пожалуй, в самый сильный в тот момент коллектив на тогдашнем Ленинградском радио. Редакцией руководил Теодор Валерьянович Богловский. Там работали Зиновий Львович Лившиц и Арон Наумович Пази, мои главные учителя – настоящие, большие профессионалы.

Рядом со мной трудились достаточно сильные корреспонденты, все как на подбор. Справа от меня был стол Виктора Набутова (хотя я к спортивным передачам не имела отношения, но все равно мы общались). Здесь же работали Толя Вьюник, Эдуард Бугровский, Валентин Потапов – прекрасные ребята, очень живые, контактные.

Маграчёв тоже сидел в нашей комнате. Лазарь Ефимович взял меня под крыло, и я ездила с ним на репортажи: была при нем как бы организатором. То есть узнавала фамилии людей, какие-то подробности о них и так далее. Приходила, все ему докладывала, он осмыслял и шел на запись, беря меня с собой. Я числилась его соавтором, хотя была отчасти на вспомогательной должности.

Каким вам запомнился Лазарь Ефимович?

– Он был вполне доброжелательным человеком. Любил, чтобы ему кто-то помогал. Ему не нравилась возня вокруг корреспондентской работы, а ведь она по-разному складывается, иногда и немалые организационные усилия приходится прилагать. Во всяком случае, с ним было хорошо, он учил меня – не то чтобы специально давал уроки, просто я с ним ездила и видела, как надо работать.

Хороший у вас был учитель!

– Да, в этом смысле мне повезло. Затем я стала корреспондентом «Последних известий», потом меня перевели в редакцию пропаганды. Там тоже были очень сильные журналисты: Александра Ивановна Самбук, Витя Бузинов, Александр Солдатов

Затем я оказалась в художественном вещании, где мне пришлось стать главным редактором. Причем тогда оно объединяло литературную редакцию и музыкальную. Я работала там и как главный редактор, и как корреспондент, потому что у меня всегда были постоянные передачи – «Утренник для взрослых», «Встречи выходного дня», «Писатели у микрофона», в разные годы разные программы.

Вы и сегодня не без дела, ведете престижный цикл «Почетные петербуржцы»...

– Да, у меня две субботние передачи в месяц. Иногда бывают и другие, например, грантовский цикл «Учреждения культуры Петербурга». Перед этим я еще многое делала, сейчас всего не вспомнить.

Короче говоря, работы всегда хватало, и я её люблю. Наверное, самое приятное в ней – общение с очень интересными людьми. Мне посчастливилось в этом отношении, поскольку большинство передач связано с культурой, театром, музыкой. У меня была большая передача, которую я делала со Светой Таировой – одним из лучших моих редакторов, о которой я вспоминаю с большой благодарностью. Сейчас она возглавляет издательство «Композитор» – Санкт-Петербург». Мы с ней делали программу «В гостях у музыкантов».

Ленинградское радио тогда регулярно выходило на Москву, и наша программа была среди таких передач. Многие музыканты города, которые тогда еще не были знаменитыми, участвовали в нашей со Светланой программе. Такие, скажем, как Андрей Петров. И это было очень интересно.

Что еще дала вам профессия журналиста?

– Возможность поездить по стране и по свету. Некоторые молодые журналисты неохотно ездили в командировки, а я это любила. Мне довелось увидеть нашу страну от Сахалина до Калининграда, от Мурманска, Архангельска, Норильска до Душанбе. Мы делали цикл передач «15 республик Советского Союза». Корреспондентам предоставлялось право выбора. Каждый из нас брал себе несколько республиканских столиц. Выезжали туда на неделю, путешествовали, знакомились с новой обстановкой, людьми и в итоге выдавали в эфир большую программу. А в связи с годовщиной Победы мы делали цикл «По городам-героям», и тоже удивительные поездки. Я их всегда вспоминаю.

Ну, и за рубежом побывала. Правда, это были не столько служебные, сколько личные поездки. Но мне довелось увидеть двадцать две страны, среди них – Америку и Японию. В те годы это было большой редкостью.

…Я поблагодарил Марину за беседу, и мы расстались. А год спустя она ушла из жизни после тяжелой болезни. Это случилось в октябре 2008 года.

В «золотом фонде» фонотеки Радио «Петербург» сберегаются записи многих передач, которые готовила и вела Марина Алексеевна Петрова. Её узнаваемый, мягкий интеллигентный голос, неповторимые интонации запечатлены на пленках, имеющих своеобразный знак качества: пометку для сотрудников фонотеки – «хранить вечно».

Анатолий Нутрихин
Фото Анатолия Бейлина