Main menu



Анна Антоновна ХаменокЕсть женщины, которые красивы всегда: и в юности, и в зрелые годы, и в преклонном возрасте. Гордая осанка, пышные волосы, большие лучистые глаза, добрая улыбка. О них говорят – вечная женственность!

Анна Антоновна Хаменок посвятила журналистике всю жизнь. Свою биографию строила сама. Девочка из простой рабочей семьи закончила Тюменский педагогический техникум, мечтала работать в печати. Решила поехать в Ленинград – поступать в Институт журналистики. Поступила и успешно его закончила.

Умная, веселая студентка пользовалась большим успехом у ребят. Поклонники ей стихи посвящали… А она влюбилась в Петербург – высокую культуру его музеев и театров, романтику белых ночей и невских берегов. Но романтика романтикой, а житейские будни – буднями. Вместе с закадычной подружкой Фирой Горчаковой получила назначение в молодежную газету Хабаровска.

Шел 1939 год. Большая война уже была на пороге и скоро переступила его. Тяжелое время требовало от каждого самоотверженного труда. И молодые журналисты работали с полной отдачей сил. Анна Хаменок «пошла на выдвижение» – стала руководить отделом Хабаровского краевого радиокомитета. И вскоре здесь собрались авторы выступлений и передач, пользующиеся особой популярностью: Василий Ажаев, Николай Задорнов, молодой, но уже известный публицист Юрий Басистов, а позже – директор театра Георгий Сащенко, заслуженный артист Михаил Храбров и многие другие.

Организаторскую работу Анна Антоновна совмещала с творческой как корреспондент Всесоюзного радио по Дальнему Востоку. Ее яркие очерки, интересные информации о жизни и труде дальневосточников часто шли «на страну».

Корреспондентская работа – не сахар. Далекие командировки по нехоженым дорогам с примитивной тогда техникой (на весь отдел – один магнитофон!). Часто репортажи давали прямо в живой эфир через спецсвязь.

Дальневосточники – народ крутой. Недаром здесь любимая поговорка: тысяча километров – не расстояние, тысяча рублей – не деньги, литр – не выпивка. Так что корреспонденту часто приходилось держать руку на кнопке «стоп», чтобы, не дай Бог, не проскочила «ненормативная» лексика.

Помню легендарный репортаж о тигроловах, в свое время опубликованный в газетах и прозвучавший во многих радиопередачах. А было это так. Охотники за уссурийскими тиграми остановились под Хабаровском – ожидали спецвагон для своего «груза». Пресса всех видов и жанров налетела мгновенно. Киношники стали умолять: выпустите хоть одного зверя на секундочку. Какой будет кадр! Умолили, наконец. Один выпускал, другие «страховали» с большой сеткой. Эффект превзошел все ожидания: корреспондент – в обмороке, а киношник и фотограф взяли такой спринтерский разбег, что забыли и камеры открыть! Однако «звук» – страшный тигриный рык – записать на пленку успели!

Когда же телевидение стало завоевывать регионы, Анне Антоновне поручили создавать первую на Дальнем Востоке телестудию. И директор Хаменок приложила много сил и таланта, чтобы сделать Хабаровское телевидение одним из лучших в России.

Дело было совершенно новое – начинали с нуля. Училась сама, учила молодежь. На всесоюзных совещаниях и семинарах познакомилась со многими телевизионщиками. Приезжала в наш город за опытом, делилась своим. Так сложился здесь у нее широкий круг друзей-коллег.

А когда пришло время идти на заслуженный отдых, обменяла свою большую квартиру в центре Хабаровска на маленькую в Колпино и переехала в Ленинград.

Сразу же активно включилась в жизнь Союза журналистов. Как член бюро совета ветеранов печати вела большую работу по организации культурных мероприятий, многим помогла преодолеть тяготы одиночества и болезней.

Дальневосточные телевизионщики – друзья, коллеги, ученики – не забывали своего первого директора. Писали и звонили ей из Хабаровска, Комсомольска, Москвы, Минска, Гамбурга… Ведь добро рождает добро. Потому что главные человеческие качества, что несла она всю свою долгую честную жизнь, – это справедливость, доброта, сострадание и забота о людях, с которыми столкнула ее судьба. В наш суровый век у руководителей это встречается не так уж часто…

Мария ХАРШАК (1922 – 2002),
1999 г.