Анатолий Николаевич ПетровПрошло больше четырех лет со дня смерти моего мужа, известного петербургского журналиста Анатолия Николаевича Петрова, и писать о нем мне пока что тяжело. Но Книга памяти – дело благое.

Сначала немного фактов. Анатолий Петров родился 13 января 1937 года. Совсем маленьким попал в немецкую оккупацию, жил вместе с родными в землянке в лесу, голодал, видел смерть. Когда он начал писать художественную прозу – это случилось вскоре после того, как мы стали жить вместе, – то прежде всего появились рассказы о войне. По его словам, он «выводил войну из организма». Но даже в этих рассказах ему не изменяет удивительное чувство юмора.

Путь журналиста Толя прошел с самого начала, с Полиграфического техникума, так что свое дело знал досконально. В 1965 году окончил ЛГУ, и его оставили на кафедре.

В 1971 году А. Петров пришел в журнал «Нева», где и проработал до самой смерти 8 декабря 2006 года. В 1981 году он создал всенародно любимый отдел «Седьмая тетрадь» и был его редактором. Это был журнал в журнале. Толя сам был талантлив и поэтому притягивал людей ярких и одаренных. Авторов было великое множество, рабочий стол дома был завален их рукописями. Он называл себя «играющим тренером», так как и сам постоянно писал. По общему мнению, Петров был превосходным редактором, бережно относившимся к авторскому тексту. И вообще был мягким, интеллигентным и очень ранимым.

Толя был человеком творческим, он постоянно фонтанировал идеями. Так и родилась «Седьмая тетрадь» – главное дело его жизни. Это могло произойти только при его любимом главном редакторе Дмитрии Терентьевиче Хренкове. Оба были отчаянно смелыми. А вот следующий главный, Борис Николаевич Никольский, называл Толю «последним бунтарем «Невы». Бунтарей же, как известно, начальство не любит.

Круг его интересов был весьма широк, он обожал музыку, театр, хорошие фильмы, живопись и особенно скульптуру. И писал обо всем этом. Часто он говорил: «Я об этом напишу». Но так и не успел написать о Сократе, Мисиме, Тулуз Лотреке…Очень любил животных и писал о них с огромным юмором. Чего стоит одна фраза: «Кот спал на рюкзаке, и снились ему антилопы».

У Петрова был глаз художника и писателя. Рисовал он прекрасно и создал целую галерею портретов. В «Неве» устроили выставку его рисунков. Часть из них я включила в книгу мужа, вышедшую посмертно. Он начал готовить ее к печати, но не успел. Названа она так, как он хотел: «Седьмая тетрадь». Эта книга помогла мне выжить: была цель во что бы то ни стало выполнить желание Толи. В нее включен и незаконченный рассказ «Карпыч», который Толя писал в свою последнюю ночь. Он обрывается на середине фразы, как «Тайна Эдвина Друда» Диккенса…

Елена ФРАДКИНА,
переводчик, член Союза писателей России