На завершившемся на днях «медиафоруме независимых региональных и местных средств массовой информации», организованном Общероссийским народным фронтом, прозвучал призыв к журналистам провести расследования на местах относительно того, как осуществляется поддержка региональных СМИ местными властями. Глава государства лично посетил медиафорум.

В преддверии медиафорума на сайте «Российской газеты» появилось сообщение под заголовком: «Путин займется поддержкой региональных СМИ». Как заявляют организаторы форума, данные этих расследований будут сведены в общий доклад и приняты во внимание.

Услышан ли этот призыв редакциями СМИ Петербурга и Ленобласти? Форум проходит уже во второй раз на берегах Невы, но из нескольких сотен его участников местных – единицы. Главный редактор появившейся не так давно в Петербурге и уже успевшей уйти в онлайн газеты «ЭкстраБлог» Павел Желтов, в недавнем прошлом блогер, оказался среди лауреатов премии Фонда ОНФ «Правда и справедливость». Премии журналистам здесь доходят до 300 тысяч рублей.

В России давно кипят страсти вокруг «института подписки». Почти год назад Президент поручил Правительству найти способы поддержки подписки на региональные СМИ. Этот же вопрос недавно был вынесен на слушания в двух комиссиях Общественной палаты РФ. Один из участников обсуждения, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин признал, что поручения главы государства, касающиеся поддержки медиаотрасли, исполнительная власть выполняет неудовлетворительно.

Несколько лет назад Почта России перестала получать на доставку подписных изданий миллиардные госсубсидии (ранее до 3 млрд. руб. в год), и теперь предприятие само изыскивает средства для этой убыточной сферы деятельности. В апреле издатели и ряд профильных общественных организаций, нередко критикующие Почту России, подписали открытое письмо в поддержку ответственной позиции предприятия. Профессионалы рынка призвали медиасообщество поддержать Почту России, иначе СМИ могут растерять последнюю аудиторию. Ситуация тревожная: по данным АРПП, в 2014 году киоски прессы по всей стране «уничтожались со скоростью десяти торговых точек в день». В силу экономических причин печатные издания доступны сегодня не каждому россиянину, особенно в провинции, где интернет еще не заменил полностью традиционную прессу.

Почта России пока сохраняет определенные льготы для изданий. Так, во время подписной кампании стоимость доставки ежедневных газет оставалась на уровне 2014 года. Для остальных печатных СМИ тарифы изменены, но, по данным предприятия, не превышают уровня инфляции. В этом году в подписную кампанию почте пришлось вложить порядка 700 млн рублей собственных средств.

В Госдуме недавно с участием АРПП подготовлен законопроект «О внесении изменений в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в части поддержки системы распространения газет и журналов. Начиная с 2016 года, с помощью собственного агентства Почты России, заработавшего в тестовом режиме, россияне смогут подписаться на периодику в режиме онлайн. По мнению разработчиков, сервис позволит почтовикам и издателям взаимодействовать напрямую без посредников, сделает подписку более доступной для граждан.

Что думают о проблемах подписки в редакциях петербургских газет?

– Рынок печатных СМИ в России переживает непростые времена, – отмечает Ольга Гордеева, главный редактор газеты «Окно» Колпинского района Петербурга. – Скидка на распространение предоставляется только от тиража в более чем 10000 экземпляров, это очень много для нас. Немало нареканий к работе самой почты, особенно по поводу доставки в дальние поселки. Туда прессу практически невозможно доставить вовремя.

– Сегодня никаких улучшений в распространении нашего издания Почтой России мы не ощущаем. У нас небольшое количество подписчиков – около 1000 человек. Работы у почты все меньше, а справляются всё хуже. Газета попадает к подписчикам иногда позже, чем в продажу, – говорит редактор газеты «Кронштадтский вестник» Анна Макарова.

Недавно в Союз журналистов обратился редактор одной из «районок», посетовавший, что почтовики потребовали заключить с цехом экспедирования и сортировки дополнительный договор, касающийся доставки издания. Редакции предложили отныне отплачивать услуги, которые еще в 2014 году были для нее бесплатны. В редакции посчитали и поняли – это ведет к значительному повышению каталожной цены на издание и отпугнет подписчиков. Хотя речь идет о социально-ориентированнном издании, и стоимость самой подписки на него, казалось бы, достаточно низка.

Проблемы издателей не ограничиваются сложностями организации подписки и доставки издания читателю. Сразу в нескольких редакциях нам сообщили, что без государственных дотаций они вот-вот остановят свой выход. У многих осталась надежда только на гранты. В ожидании результатов находятся многие участники конкурса грантов для СМИ, распределяемых Экспертным советом при Комитете по печати Правительства Санкт-Петербурга.

Недавно стало известно, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям также приступило к распределению грантов региональным изданиям на поддержку социально значимых проектов. На получение господдержки могут претендовать издатели – юридические лица любой организационно-правовой формы (кроме государственных – муниципальных учреждений). Им будут компенсированы затраты на производство материалов, то есть оплата труда и социальное страхование работников, затраты на бумагу, оплату полиграфических услуг и распространение. Количество и минимальный объем публикаций по каждому проекту устанавливаются индивидуально в зависимости от разового тиража.

Ольга Гордеева, главный редактор газеты «Окно»:

– Конечно, если полагаться только на субсидии, то газете невозможно существовать. Наша газета развивает свою небольшую типографию. Выпускаем полиграфическую продукцию, сотрудничаем с муниципальными газетами, корпоративными изданиями. За счет этого и живем. Но средств хватает только чтобы с трудом содержать редакцию. Раньше мы участвовали в разных конкурсах на дополнительное финансирование, но вот уже много лет ничего не получаем.

Анна Макарова, редактор газеты «Кронштадтский вестник»:

– Пятый год выпускаем местную муниципальную газету, подписка и реклама помогают, но мало. Если бы не было возможности получать поддержку государства, тогда, наверное, мы бы не смогли существовать, хотя нашу газету и любят жители. Если бы была возможность дополнительного финансирования, это бы очень помогло, возможно, даже спасло бы наше издание.

В первом квартале этого года господдержку в общем объеме 45 млн рублей получили 110 изданий из 33 регионов. Всего же в 2015 году на программу поддержки выделено 270 млн рублей. Эти данные были преданы гласности на прошедшем недавно форуме «Качественная пресса России и перспективы ее развития».

Условия участия в программе и необходимая документация размещены на сайте Федерального агентства.