Гостем проекта «Место встречи – Невский, 70. Новые и старые СМИ Петербурга» стал главный редактор интернет-газеты «Фонтанка.ру» Александр Горшков. 19 октября он поделился воспоминаниями о том, как родилась одна из самых известных и цитируемых интернет-газет Петербурга, размышлениями о расследовательской журналистике и историями из практики издания.

Страшные деньги

Интернет-газета «Фонтанка.ру» в этом году отпраздновала 17-летие. Начиналось же все с одного сотрудника за одним компьютером. Еще точнее, с 3,5 тысяч долларов, которые «неожиданным образом нарисовались» у Александра Горшкова и Андрея Потапенко (один из соучредителей АЖУР и «Фонтанки»).

«Страшные деньги, особенно по тем временам. И мы думали, а как их использовать? Что же делать с такими невероятными деньгами? И тогда: «О! А давай-ка мы сделаем интернет-газету!». Почему интернет-газету? Это название тогда только-только появлялось. 1999-2000 годы – это заря интернет-медиа в России. Если вы посмотрите, то РБК, Газета.ру, ряд других федеральных ресурсов, которые до сих пор на рынке, появлялись примерно тогда».

На 3,5 тысячи долларов был куплен компьютер и заказано создание сайта. Вскоре выпуск интернет-газеты начался.

«Один сотрудник редакции, если можно было ее так назвать, сидел за компьютером и чего-то туда ставил, – рассказал о начале работы издания Александр. – Первые месяцы мы с интересом смотрели, что там происходит. Вот появились первые 20 посетителей, потом 50 посетителей в день, потом 70, 100, 150 – это было очень увлекательное зрелище. И коллеги по нашей организации, где появилась «Фонтанка», а «Фонтанка» появилась в недрах Агентства журналистских расследований, относились к этому иронично: «Ну, сколько там у вас? 150 сегодня было?». У меня в компьютере до сих пор есть бизнес-план, относящийся к концу 2000-го года. В нем я писал, что есть такая интернет-газета «Фонтанка», у которой есть двести посетителей. К концу 2001 года мы обещаем, что будет 500. И вполне возможно, что со временем там удастся зарабатывать какие-то деньги на рекламе. Сейчас «Фонтанка», вернее не «Фонтанка», а предприятие «АЖУР-МЕДИА», которое выпускает Фонтанку и еще ряд других наших интернет-ресурсов, в частности, это «Фонтанка.fi», медицинский портал «Доктор Питер», это около 90 сотрудников в штате (может быть, даже больше, в этом году у нас достаточно большое прибытие). Ряд внештатных сотрудников и журналистов и не журналистов, и, конечно, это огромное производство непрерывного цикла».

Успех «Фонтанки», по мнению главного редактора, обоснован двумя факторами. Во-первых, своевременным началом работы. «Нам повезло, мы вовремя начали. Конечно, ни несколько лет спустя, ни тем более сейчас попытаться создать медиа на 3,5 тысячи долларов просто-напросто нереально. Мы успели в самое-самое время».

Во-вторых, увлеченным журналистикой коллективом. «Люди, которые работают со мной, работают не за зарплату. Безусловно, они получают зарплату, и, в среднем, если брать медиаотрасль по городу, то не самую плохую. Но для них работа, как и для меня, это часть жизни, и часть жизни большая…»

Еще одним важным фактором является нацеленность на эксклюзив. «Поиск оригинального эксклюзивного контента идет ежедневно. Выльется он в расследование или короткую новость – это совершенно другой вопрос. Но именно нацеленность на эксклюзив дает такие вещи, как цитируемость в «Медиалогии», позиции в Яндексе. Если не заниматься какими-то специальными ухищрениями, а мы этим никогда не занимались.

Горящий творожок

Хотя сейчас «Фонтанка.ру» юридически является отдельной организацией, зародилась она внутри Агентства журналистских расследований. И проведение журналистских расследований является яркой отличительной чертой издания. При этом главный редактор признается, что хотел бы видеть их в своем издании еще больше.

«Настоящей расследовательской журналистики в нашей стране, к сожалению, крайне немного. Мы упустили здесь... Мне очень горько это осознавать, потому что начинали мы заниматься расследовательской журналистикой еще в самом начале 90-х, работая в «Смене», в 1995 году появился и существует до сих пор АЖУР. Мы написали в свое время учебник по журналистским расследованиям, который выдержал несколько изданий и по которому до сих пор учатся в университетах. Мы провели десятки лекций, семинаров, тренингов для коллег по всей стране и за рубежом. Мне очень жаль, что мы, сделав достаточно много для развития расследовательской журналистики в Петербурге и, не побоюсь этого слова, в стране, в целом, не пошли дальше. А в мире это направление в последние годы развивается и развивается весьма интересно».

Александр Горшков рассказал о нескольких интересных расследованиях, проведенных «Фонтанкой». В том числе и о знаменитом «горящем творожке». Началось все с того, что он услышал историю, в которую даже не поверил.

«Человек рассказал, что ларечек в Купчино стоит, обычный ларечек. И, если там купить творожок обычный и поджечь, он будет гореть. Я подумал, что человек бредит. Тем не менее, мы отправили нашу съемочную группу. Я им дал денег на контрольную закупку, рублей 100. Они купили творожок, подожгли и действительно он загорелся».

Но просто обнаружить горящий творожок и порадовать свою аудиторию сенсационным видео недостаточно. Пока зрители смотрели видео на «Фонтанке», в YouTube, в выпусках федеральных новостей, журналисты Фонтанки активно расследовали. Дошли даже до того, что сами получили несколько сертификатов в разных организациях для выпуска «творожка». Придумали для него название, сделали этикетки. Оставалось только с магазином на реализацию договориться.

«Мы на стали делать последнюю операцию, – пояснил Александр Горшков. – Мне юрист сказал: «Слушай, докопаются, когда вы это сделаете, и вы никогда не докажете, что это журналистский эксперимент. Потом оправдываться замучаетесь». И решил, ладно, итак все понятно».

В ходе расследования была выпущена серия материалов о качестве «творожка», который продается в магазинах, поступает в детские и иные государственные учреждения. «Горящий творожок» помог вскрыть огромную проблему.

«То ли в конце прошлого года, то ли в начале этого в Липецкой газете, по-моему, так как предприятие, от которого все пошло, оттуда, вышел репортаж с этого молочного завода. В нем корреспондент ходит по заводу, директор ему рассказывает, что их оболгали в СМИ, но они не обращают на это внимания и не будут обращаться в суд, потому что потребитель и производство важнее всего. И в финале формовщица с 37-летним стажем говорит: «Мы по-прежнему работаем с огоньком!», – смеясь, завершил рассказ про «горящий творожок» Александр Горшков.

На встрече говорили еще о многом. И о том, как развивается издание, как ищет сотрудников в команду, как работает сильная юридическая служба «Фонтанки» («без которой никак»), как ищутся и находятся компромиссы с рекламодателями, какова «действенность» журналистских публикаций и даже о том, кем бы работал Александр Горшков, если бы не стал журналистом.

Партнер проекта – интернет-канал Piter.tv. Запись прямой трансляции встречи https://piter.tv/conference/791/

Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU

О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.

МНЕНИЕ

«По-моему, благодаря этой встрече всем стало ясно, что журналистика – это увлекательное занятие, а на «Фонтанке» работают те, кто готов ей служить увлеченно и страстно, независимо от зарплат и денег».

Арт-директор «Дома журналиста» Ирина Иванова

«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Проект реализуется при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации Санкт-Петербурга.

Материалы о предыдущих встречах

"Новости - наша конфессия" (НТВ-Петербург)

«Новые смыслы, новые идеи, новая информация» (интернет-журнал "Мозгократия")

«Буквы тленны, а голос бессмертен» (Радио России – Санкт-Петербург)