Новая беседа проекта «Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» была посвящена деловой журналистике. 9 ноября гостем нашего журналистского клуба стала экс-редактор петербургского бюро деловой газеты «Ведомости» Анна Щербакова. Она рассказала о том, что такое деловая журналистика, почему Петербург лишился собственной страницы в ведущей деловой газете страны и многом другом.

Мы жертвою пали…

В конце октября медиасообщество с печалью узнало о том, что редакция петербургского бюро газеты «Ведомости», которую с момента основания 18 лет назад возглавляла Анна Щербакова, выпустила в свет последнюю полосу.

По мнению Анны Щербаковой, причины закрытия исключительно экономические: «Я не была человеком, который принимал это решение. Я могу сказать свою версию. Понимаете, когда пишешь 18 лет про экономику, то нельзя игнорировать экономические тенденции. Тенденции были, прямо скажем, не сахар, отвратительные были тенденции, мягко говоря. Мало рекламы. Подписчиков мало. У нас платная подписка, в том числе платный доступ на сайт, что в общем для российского рынка немножко новое слово. Денег мало, производство дорогое. Когда речь заходит об оптимизации, об экономии, совершенно логично, конечно, резать то, что дальше от Москвы. Поэтому мы жертвою пали…»

Поводов устраивать демонстрации экс-редактор не видит. Потребности в местной информации «закрывает отчасти» «Деловой Петербург», а «Ведомости» как газета о мире и национальном рынке тоже читается. «Ну была у газеты такая мулька, нет ее теперь. Не скажу, чтобы мне было не жалко, но, значит, нет такой потребности, – говорит Анна Щербакова. – Но все-таки эту газету читали не из-за петербургской страницы, и слава богу. Газета продолжает существовать, и принципы ровно те же, никто не вмешивается. Все существует, просто там стало меньше петербургских новостей. Их и так было уже немного. Роль нашего города в экономике медленно, но верно сокращалась, как и роль регионов вообще. Потому что все консолидируется в трудные моменты, в кризисные моменты в одном центре. Угадайте где он находится? На 600 км южнее».

Независимость - свойство бренда

Деловая журналистика, по мнению Анны Щербаковой, подразумевает «сервисную функцию». Это журналистика, которая делается для принятия решений, и аудитория деловой журналистики – это люди, которые принимают управленческие решения.

«Это не то, что читают для развлечения, а то, что читают для дела, – поясняет экс-редактор. – 18 лет назад все было глубоко на дне и начинало расти. И этот рост был для нас объектом описания много-много лет. И подбирать синонимы к слову «рост» было довольно увлекательно».

Потом, правда, пришлось подбирать синонимы к слову «спад», а сложнее всего, как показала практика, искать альтернативы слову «стагнация».

Но в 1999 году, когда была учреждена газета «Ведомости», она стала своего рода уникальным явлением на рынке. Для создания газеты объединились (что само по себе неслыханно) два крупнейших в мире издателя деловой прессы: американский издатель The Wall Street Journal (сейчас News Corporation Мердока) и английский издатель Financial Times (Pearson Incorporated). «Скинулись, сейчас смешно говорить, по 5 миллионов долларов и создали эту газету, – улыбается Анна Щербакова. – Англо-саксонские традиции в деловой журналистике сильны и мало с чем сравнимы. Почему? Очень велика роль фондового рынка, роль биржи, у нас так не было, и теперь бог весть, когда вообще будет, к сожалению. Но даже в Европе это не настолько сильно, наверное. Эти рыночные силы невозможно уговорить, с ними нельзя договориться, ну, возможно что-то слить, какой-то инсайт. Но инсайт перестает быть инсайтом ровно в тот момент, когда ты или кто-то другой его публикуют. Поэтому тут независимость и репутация довольно легко защищаются. И поэтому, когда начались всякие разборки и появилась традиция кому-то звонить, я думала: «А у нас кому будут звонить? Мердоку или непосредственно в Лондон этим чувакам, честно говоря, даже не помню, кто там первое лицо. И, конечно, это огромное благо, огромный комфорт, когда ты занимаешься своим делом, не думая о том, что ты там можешь невзначай чьи-то интересы нарушить. Я этим наслаждалась много лет».

Но потом вступил в силу закон об ограничении иностранного капитала в СМИ, который «Ведомостям», понятное дело, «ничего хорошего не сулил». Владельцами газеты стала семья Демьяна Кудрявцева. Как заверила Анна Щербакова, на принципах независимости газеты эта рокировка не сказалась, но отметила: «Как вы понимаете, один, даже такой заслуженный человек гораздо уязвимее, чем два международных издательских дома. Я не знаю, звонят ли Демьяну Кудрявцеву или нет. Этого в редакции не знает никто. Поэтому все, о чем я говорила, живо и здорово».

По мнению Анны Щербаковой, независимость – это свойство самого бренда. Если его разрушить, то ценность бренда будет мала, а для владельцев, это, конечно, нежелательная вещь. «Я не вижу, собственно, пока никаких вмешательств особых в независимость. Как оно будет дальше? Прогнозировать экономическими методами это сложно, очень велика роль политики, а это очень плохо поддается прогнозированию».

Интересно, что вначале у газеты «Ведомости» даже не было рубрики «Политика». Редактор-основатель газеты Леонид Бершидский говорил: «Мы про политику не пишем». И три первых года – не писали. А потом (Анна даже назвала переломный момент – осуждение Ходорковского) это перестало быть возможным, так как политика стала сильно влиять на экономику.

«Ведомостёвый» ДНК

Любая профессия накладывает отпечаток на личность. По мнению Анны Щербаковой, у журналистов, работающих в деловой прессе, формируется особый, бестрасстный взгляд на мир и привычка без эмоций оценивать факторы, влияющие на то или иное явление.

«Я вспоминаю такой чудный эпизод, когда мне рассказали про изменения в жизни одного нашего бывшего коллеги, не очень хорошие изменения – он потерял работу. И вместо того чтобы его пожалеть, первое что я сказала: «Это очень плохой факт для рынка, что так произошло». Это профессиональная деформация. Потом то же самое сказала одна моя московская коллега. Такой «ведомостевый» ДНК. Этот прекрасный и циничный взгляд: «Вот это хорошо для того-то и того-то, а это плохо, потому что будет развиваться так-то и так-то», он мне, конечно, очень в жизни помогал. В чем-то, наверное, мешал – в проявлении эмоций. Но это восхитительная школа. Когда ты через призму «на что это повлияет, как это будет выглядеть через какое-то время» смотришь на происходящее, то это – взгляд экономического журналиста. А если «няшки» всякие, то, соответственно, нет».

Надо отметить, что и закрытие петербургского бюро, которому Анна отдала 18 лет жизни, она также характеризует бесстрастно: «С точки зрения рынка, это очень плохо, рынок сжимается».

Отдельно Анна Щербакова упомянула такие важные для делового журналиста и взаимосвязанные между собой качества, как репутация журналиста и доверие к нему со стороны источников информации. «Репутация – это важно не только для делового журналиста. Вообще по жизни довольно важно, на мой взгляд. Кайф этой газеты был в том, что она была независимая. Не смейтесь, – обратилась к молодежи, сидящей в зале Анна, – так бывает. И, может быть, собственно, мы остались для того, чтобы вам это объяснить. Так бывает! Когда нельзя позвонить…»

Умение добывать информацию также важно для всех представителей журналистской профессии. Но в деловой журналистике «добыча» особенно сильно связана с доверием источников. «Что касается информации, есть финансовая отчетность, какие-то вещи в открытом доступе, которые надо просто прочитать, сравнить, посчитать. А есть безусловно какие-то вещи, которые люди рассказывают. И поскольку открытая часть экономики сжимается, то первого становится меньше, а второго – больше. Кто-то что-то на ухо сказал или на бумажке написал и дал почитать, такая есть форма, чтобы не слышно было. И это одна из важных компетенций – знание источников информации и доверие с их стороны. А доверие можно заработать только одним способом – не палить».

Журналистика – это ремесло

Так как Анна Щербакова много лет преподает деловую журналистку студентам, она поделилась и своим мнением по поводу подрастающего журналистского поколения. По ее мнению, количество заинтересованных мотивированных студентов растет.

«Раньше их было 20%, а 80% – такие девушки нарядные… А теперь 80% людей в моей группе знают, чего хотят, очень грамотно себя ведут. И это обнадеживает».

Главной же преподавательской задачей Анна Щербакова считает, в широком смысле, научить не поддаваться давлению и сохранять репутацию. А в профессиональном плане научить «получать информацию и правильно ее упаковывать».

«Журналистика – это ремесло, не надо это считать каким-то там творчеством. Творчество там есть, но его, честно говоря, кот наплакал. Главное – это ремесло, хорошо владея ремеслом и зная поле, ты можешь добиться успехов в удовлетворении потребности своей аудитории. Но возможности самореализации в газете, хотя это ремесло, гораздо больше. Потому что твои идеи могут быть так или иначе реализованы. Не в смысле придумать новость какую-то, но в смысле придумать какой-то ход и потом подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая у тебя есть. В газете это возможно на очень раннем этапе карьеры, а в банке, например, на очень позднем этапе карьеры, то есть буквально на уровне зампредправления, я подозреваю, и то не всегда. Этим профессия кайфова».

Напоследок, Анна вспомнила еще одно важное качество для журналиста, которому она учит студентов, и, смеясь, рассказала: «Есть еще одно профессиональное качество, которому я учу всегда студентов. Я им говорю: «Вы не обязаны все знать, но создать иллюзию знания – это ваш долг. Мы же не врачи. Не надо на экзамене повторять все, чему я учила, дословно, как некоторые любят. Если не знаете, создайте иллюзию, что вы в этом разбираетесь». На экзамене я подкручиваю свой профессиональный скептицизм на 50%, гашу иронию: «Давайте, гоните». Это в общем-то тоже один из профессиональных навыков. Но лучше, конечно, знать!»

Партнер проекта – интернет-канал Piter.tv. Запись прямой трансляции встречи:

https://piter.tv/conference/794/

Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU

О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.

МНЕНИЕ

«Анна Щербакова буквально на моих глазах стала тем, кем она стала: ведущим финансовым и экономическим журналистом, по крайней мере, на Северо-Западе, а может быть, даже и дальше. Когда мы работали рядышком в «Интерфаксе», она вела тему военных и была лучшим военным журналистом. И сейчас, когда она преподает на факультете журналистики деловую журналистику, она делает это очень хорошо. У нее очень интересные лекции. Мы приглашали ее на наши семинары в Союз журналистов, и ее выступления всегда пользовались огромным успехом. Она действительно великолепный преподаватель».

Председатель Союза журналистов СПб и ЛО Людмила Фомичева

«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Проект реализуется при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации Санкт-Петербурга.

Материалы о предыдущих встречах

"Новости - наша конфессия" (НТВ-Петербург)

«Новые смыслы, новые идеи, новая информация» (интернет-журнал "Мозгократия")

«Буквы тленны, а голос бессмертен» (Радио России – Санкт-Петербург)

«Работаем с огоньком!» (интернет-газета «Фонтанка»)