В соответствии с результатами исследования ВЦИОМ, посвященного теме досуга россиян, все виды СМИ сильно потеряли свои позиции как способ приятного времяпреповождения.

По сравнению с 2010 годом количество людей, смотрящих телевизор или слушающих радио, в свое свободное время сократилось более чем в два раза (64% в 2010-м, 29% в 2017-м). И почти в четыре раза уменьшилось количество желающих проводить свободное время за чтением газет и журналов (35% в 2010-м, 9% в 2017-м).

Опять все ушли в интернет? Судя по результатам опроса, вряд ли. Число проводящих свободное время за компьютером, конечно, выросло, но не столь уж значительно, с 15% до 21%. Намного больше возросло число тех, кто проводит свободное время на природе и на прогулках (с 17% до 34 %), занимается дома своим хобби (с 11% до 26%).

Надо отметить, что во всех предыдущих опросах именно вариант «Смотрю телевизор, слушаю радио» стабильно набирал наибольшее количество голосов и занимал первое место в рейтинге российского досуга. В этом году, впервые он уступил пальму первенства, а точнее даже полностью сошел с пьедестала. На первом месте такой вариант ответа как «Занимаюсь домашним хозяйством, детьми дачей» (60%), на втором – «Провожу время на природе, гуляю» (34%) и «Встречаюсь и общаюсь с друзьями дома или в гостях» (30%).

По мнению аналитика ВЦИОМ Ивана Леконцева то, что занимать досуг телесмотрением и радиослушанием стали заметно реже, может быть обосновано двумя причинами: «С одной стороны, это может быть связано с ростом распространенности интернета и снижением популярности традиционных СМИ, с другой, - с использованием телевизора, радио как попутной практики: многие россияне включают телевизор в качестве фона для какой-то своей деятельности. Например, для тех же домашних хлопот по хозяйству».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 20-21 ноября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.