В Доме журналиста 21 декабря Санкт-Петербургская избирательная комиссия провела обучающий семинар для представителей СМИ, чтобы разъяснить порядок информационного обеспечения выборов Президента Российской Федерации, которые состоятся 18 марта 2018 года.

«Все мы знаем, какую роль в избирательной кампании играют СМИ, – отметил член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса Дмитрий Краснянский. – Нам бы хотелось, чтобы СМИ отнеслись с пониманием к тому, что мы действуем в рамках непростого законодательства. Для того чтобы этот период прошел без нарушений, мы и решили сегодня поговорить».

С 18 декабря начался 30-дневный период, во время которого СМИ (зарегистрированные не менее чем за год до начала выборов) имеют возможность опубликовать свои расценки на услуги по размещению предвыборных агитационных материалов. В этот же период государственные СМИ обязаны опубликовать информацию об объеме бесплатной площади, которая будет предложена кандидатам. С учетом того, что в эти 30 дней все мы будем дружно праздновать Новый год и отдыхать на новогодних каникулах, особенно важно не упустить заявленные сроки.

На семинаре участникам дали подсказки, которые помогут избежать «подводных камней» предвыборной агитации и встреч с Роскомнадзором из-за допущенных нарушений.

Одна из главных проблем – что считать агитацией, а что информированием? И как избежать обвинений в том, что ваше «информирование» является скрытой агитацией. Представители избиркома призвали ориентироваться на три принципа: объективность, достоверность и равенство всех кандидатов. Наглядный пример привел Дмитрий Краснянский: «Вы пишете, что кандидат Иванов выловил из Невы маленькую девочку. Это объективно новость (если, конечно, это действительно было). Но если вы после прибавляете «а остальные кандидаты вообще плавать не умеют», вот тогда к вам придет Роскомнадзор».

Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Ирина Парсон отметила, что основные 4 статьи КОАП, которые вправе использовать Роскомандзор, покрывают административной ответственностью практически любую норму, регулирующую законодательство в сфере информационного обеспечения выборов.

«Если нарушения накопились, то деятельность СМИ может быть приостановлена. Правда, из-за скоротечности избирательной кампании эта статья практически не востребована, – отметила Ирина Парсон. – Во-первых, она нужна для острастки. Во-вторых, для злостных нарушителей она вполне применима. Достаточно двух нарушений, чтобы избирком обратился к нам, а мы в результате проверки направили материалы в суд. Но если таких нарушений три, то материалы направляются сразу в суд».

Сложный момент – это освещение деятельности кандидатов, являющихся публичными персонами. По закону, кандидаты имеют право не уходить в отпуск на время предвыборной кампании.

«При освещении в данном случае получается некое противоречие, – пояснила Ирина Парсон. – Когда мы пишем о положительных делах, все хорошо, потому что пишем о них как о публичных людях, а не о депутатах. Но вот критика этого публичного лица не приветствуется, так как бросает тень на него как на кандидата».

Бдительно следит Роскомнадзор за наличием в СМИ сведений о платности и бесплатности материалов и даже за их тиражами. Не допускается, чтобы СМИ сделало выпуск с агитационным материалом одного кандидата тиражом в 10 тысяч, а с материалом другого кандидата в 1 тысячу. Все должны быть в равных условиях.

Если в СМИ был опубликован материал, который кандидат желает опровергнуть, такое право ему должно быть предоставлено до окончания агитационного периода. Но действует это правило только при наличии «обидной» информации в редакционных материалах. Правило о необходимости опубликования опровержения не действует, если эта информация была в агитационном материале другого кандидата.

Заместитель начальника Управления организации и правового обеспечения избирательного процесса, взаимодействия со СМИ аппарата Санкт-Петербургской избирательной комиссии Григорий Марголин-Каганский обратил особое внимание журналистов на публикацию результатов социологических исследований: «Опросы общественного мнения публиковать разрешено, но при одном условии. Каждый опрос должен сопровождаться определенными реквизитами, которые прописаны в законе. Любой опрос о выборах! Не только с распределением, за кого голосуют, а любой. Это касается не только печатных изданий, но и телерадиокомпаний. Отнеситесь к этому крайне серьезно. Любое упоминание социологического опроса – только через юристов. Все это мониторится. Если вопрос «агитация или информирование» можно обсуждать, вести спор, здесь – нельзя. Отсутствие даже одного пункта из списка реквизитов – это нарушение, сразу влекущее за собой административную ответственность».

ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Статья 47, п. 2.

«При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование)».

Еще один сложный момент, особенно накануне многочисленных праздников, это поздравления. Можно ли публиковать поздравления публичных лиц, являющихся кандидатами? По информации избиркома, любые поздравления, вне зависимости от должности и публичности кандидата, должны быть оплачены из избирательного фонда. Без исключений. Без оплаты подобные публикации недопустимы.

Григорий Марголин-Каганский призвал СМИ обращаться в Избирательную комиссию в случае возникновения вопросов, а также для получения всех необходимых визуальных официальных материалов для публикаций: логотипов, модулей и прочего. И отметил, что «все эти материалы исходят из Центральной избирательной комиссии. На креатив в дизайне мы не имеем права. Если есть необходимость что-то менять, то все изменения дизайна должны быть согласованы с ЦИК».

«Законодательная база постоянно обновляется. Нужно держать руку на пульсе. Мы регулярно пользуемся сайтом ЦИК, где даются определенные разъяснения по вопросам информационного обеспечения выборов. И вам тоже советую, – обратилась к журналистам Ирина Парсон. – Хотелось бы, чтобы избирательная кампания в нашем городе прошла интересно, но без нарушений».