Main menu

В «Профи-центре» Союза журналистов при поддержке Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области и агентства «Интерфакс-Северо-Запад» прошел семинар для представителей районных газет Ленобласти. Его тема – «современный газетный дизайн и визуальная журналистика».

Дизайн спасает прессу

Семинары по газетному дизайну проводятся нечасто, несмотря на большой интерес к этой теме со стороны и редакторов газет, и дизайнеров-верстальщиков.

Модератором семинара стал Владимир Никитин, занимающийся оформлением печатных СМИ уже несколько десятилетий – известный петербургский историк фотографии и журналист. Открывая семинар, Владимир Анатольевич объяснил слушателям, почему сегодня к газетному оформлению невозможно подходить формально, почему дизайн с каждым днем приобретает всё большее значение для любого печатного издания.


Газета – «живой организм»


Владимир Никитин

Борьба издателей газет за читателя с каждым днем всё больше накаляется. Эпоху «сплошного чтения» сменила эпоха «чтения выборочного». Читатель уже не вчитывается в каждую фразу на газетной полосе, а останавливает свой взгляд на том, что ему действительно интересно. Современная газета, конкурируя с другими печатными СМИ, в своем оформлении многое перенимает от более привлекательных по дизайну журналов и интернет-ресурсов. Дизайнеры пытаются управлять вниманием читателя.

За рубежом гораздо раньше осознали, насколько важно в интересах читателя уметь грамотно структурировать информацию, разбивая материал на составные элементы – врезки, цитаты, подзаголовки.

Задача газетного дизайнера – сделать свою работу так, чтобы всё на полосе выглядело естественно и органично, «без видимости самого дизайна», чтобы хотелось и тексты читать, и картинки рассматривать.

Внешний облик издания должен соответствовать его содержанию. Дизайн, разработанный для еженедельника, вряд ли подойдет для ежедневной газеты. Увы, такие примеры были, но ничего хорошего из этого не вышло. «Почему читают газету “Metro”? Да потому, что всё грамотно сделано», – заметил Владимир Никитин.

Участники семинара в Профи-Центре


Зачем и кому нужен редизайн?


Ольга Привалова

Ольга Привалова, петербургский газетный дизайнер и инфограф, рассказала о том, как меняется внешний облик современной газеты, почему редакции приходят к мысли о редизайне.

К редизайну приводит переосмысление всей концепции издания. В последнее время всё чаще издания предстают в новом облике. Ольга Привалова остановилась на нескольких удачных примерах.

Традиционно постоянные читатели, как показывают опросы, не готовы к этим переменам и не всегда способны их воспринять сразу. Вот почему в номере газеты, представшей в новом облике, необходимо рассказать о переменах, чтобы сориентировать постоянных читателей.

Даже у крупного международного издания, обладающего всем арсеналом возможностей и средств, на подобные перемены может уйти целый год. Не стоит пытаться изменить всё за один день. Например, британская «Гардиан» (The Guardian) в 2005-м представила новый дизайн, в котором более активно используется цвет. Именно на цвет сегодня всё чаще обращают внимание газетные дизайнеры. И еще на фото. В западных газетах можно встретить огромные снимки, нестандартных размеров – очень узкие и вытянутые, большие подборки из снимков, на которые хочется кликнуть, как в фотогалерее интернет-сайта, обилие «вырезанных» фото. За рубежом дизайнеры часто используют так называемое «жесткое кадрирование» снимков – в интервью так можно передать эмоции собеседника.

Конечно, нельзя непродуманно заимствовать чужие приемы. В наших изданиях не просто так боятся крупных снимков, зачастую для них нет газетных площадей. Однако порой лучше поставить одну фотографию, чем опубликовать десяток маловыразительных снимков.


Хороший дизайн требует усилий от всей редакции



Лекторы и участники семинара разбирают варианты газетного дизайна

В грамотно сверстанной газете всё не только красиво, но также логично и удобно организовано. Оформительские перемены потребуют серьезного переосмысления всего газетного процесса, изменений в головах журналистов. Речь идет о современных требованиях к структурированию материала. Чтобы добиться этого, необходимо проводить беседы и семинары, «мозговые штурмы» с участием сотрудников.

Журналист должен уметь не только придумать заголовок, но и выделить подзаголовки, тэги, врезки, важные цитаты. Ольга Привалова по своему опыту знает, что журналисты, привыкшие писать длинно, будут говорить, что это невозможно. Нужно вырабатывать общие правила к подаче материалов и оформлению («стайл-буки») и неукоснительно следовать им.

SND ежегодно выбирает лучшие дизайнерские работы

Такие подходы давно можно наблюдать в серьезных информагентствах и сетевых СМИ. Учатся этому и журналисты печатных СМИ. Пример молодежной газеты «Акция» (akzia.ru), дважды завоевавшей престижную награду в области графического дизайна SND (The Society for News Design), говорит как раз о таком подходе. Сотрудники редакции всё придумывают вместе. Из удачных примеров Ольга Привалова назвала также газету «Коммерсантъ», издания ИД «Афиша» (в том числе приложение «Афиша-Еда»), журнал «Большой город». Удачные дизайнерские работы можно найти в ежегодниках, издаваемых SND, которые можно найти и в России.

Интернет принес газетчикам массу новых возможностей. При поиске нужного фотоматериала мы можем обращаться к фотографам и художникам всего мира – фрилансерам и обычным интернет-пользователям. Для многих из них важен не гонорар, а сам факт, что их снимок напечатают в профессиональном издании.


Не уменьшайте роль фотографии в газете!


Узнайте о газетном дизайне больше. Наши лекторы рекомендуют список литературы и источников

По мнению Владимира Никитина, нужно уйти от традиционной модели – сначала текст, потом фото. Фотография должна играть в газете гораздо большую роль, чем считается традиционно. Легендарный художник-оформитель «Ленправды», учитель многих ленинградских-петербургских фоторепортеров Юлий Гальперин всегда мыслил разворотами и непременно начинал свою работу с фотографий: он четко понимал, какое место должна они занимать в газете.

Современная фотография выполняет несколько функций: информационную, иллюстративную и оформительскую. Чем выше информационное значение фотографии, тем больше её ценность. Если фотография не несет в себе информации, значит, она не нужна – таково мнение Владимира Никитина.

Дизайнер должен чувствовать оптимально допустимые размеры снимка на полосе. Одну фотографию можно поставить крупно, другую нет. Если перед нами качественная фотография, кадрирование часто недопустимо. И, наоборот, некачественное фото можно улучшить, грамотно его подрезав. С умом надо располагать и заголовки, тем более на фото. Этот прием может «убить» даже прекрасный снимок.

Недавно после редизайна в Петербурге вышла ежедневная городская газета, в которой абсолютно все материалы проиллюстрированы. С одной стороны, это непозволительное расточительство. С другой, по мнению Владимира Никитина, здесь как раз и представлены все перечисленные ошибки. В итоге в оформительском смысле газета оставляет не лучшее впечатление.

Другая проблема, относящаяся уже к большинству российских изданий – неумение работать с подписями под фотографиями. В большинстве случаев подписей просто нет. В фотографии должна быть интрига: если фото задает вопрос, то подпись дает ответ. «Ни одной фотографии без подписи», – настоятельно советует Владимир Никитин.

«Чтобы избежать оформительских ошибок чаще задавайте себе вопрос: зачем мы это ставим?» – такой совет дал в заключении лектор.


Инфографика или текст?


Федор Шумилов

Инфограф – кто он

Порой в газете уместнее использовать информационную графику вместо огромного текста с утомительными аналитическими выкладками.

Показателен опыт газеты USA Today тридцатилетней давности, благодаря которой и родился термин «информационная графика». В 1982 году газета начала отводить значительную часть своих полос под информационные рисунки. Новшество распространилось и на другие американские издания.

Инфографика совмещает в себе несколько пластов информации, она понятна даже неспециалистам, используется для лучшей подачи информации. Как отмечают дизайнеры, инфографика нравится молодежи – это важно для изданий, пытающихся завоевать внимание молодой аудитории.

«При создании инфографики не обязательно иметь много денег, важно иметь страсть», – считает Федор Шумилов. «На петербургской почве тоже может жить инфографика». Известный инфограф рассказал слушателям о том, как с помощью нехитрых приемов сделать интересную информационную графику для любой газеты.