Main menu

Союз журналистов Петербурга и Ленинградской области провел на Невском, 70 для представителей СМИ в рамках проекта «Профи-центр». Он был посвящен блогерской журналистике.

Председатель Союза журналистов Людмила Фомичева отметила, что журналисты должны всегда стремиться к новым знаниям, повышая свой профессиональный уровень. В помощь журналистам и создавался этот образовательный проект.

Занятия в «Профи-центре» СЖ проходят при поддержке Северо-Западной Академии государственной службы и Национальной Медиа Группы.

семинары для журналистов

За два дня семинаристы прослушали восемь лекций, их прочитали: Александр Горшков, главный редактор «Фонтанки.ру», Диана Качалова, главный редактор «Новой газеты в Санкт-Петербурге»; радиожурналисты «Эхо в Петербурге» Алла Максимова и Валерий Нечай; Дмитрий Новокшонов, преподаватель СПбГУ и колумнист «Делового Петербурга»; Андрей Цапу, зам. главного редактора «Комсомольской правды в Санкт-Петербурге»; доценты факультета журналистики СПбГУ – Анна Потсар и Александр Пронин; Татьяна Щелкунова, старший юрист корпоративной практики юридической фирмы «Дювернуал Лигал»

Александр Горшков поделился со слушателями опытом «Фонтанки», посещаемость которой в последнее время достигала и 250 тысяч пользователей в сутки, и отметил, что медиарынок остро нуждается в мультимедийных универсальных журналистах, способных создать любой контент. Увы, в Петербурге таких еще очень мало.

Что касается социальных сетей, то наибольшее количество пользователей «Фонтанке» дает «ВКонтакте» (до 50 тысяч в день). У интернет-газеты есть представительства во всех популярных соцсетях. При этом Александр Горшков заострил внимание на том, что «Мы ни в коем случае не стремимся нагнать пользователей, не делаем это искусственно. Лучшая реклама – это качественный контент».

Радиожурналисты «Эхо в Петербурге» Алла Максимова и Валерий Нечай рассказали о феномене блогов и их использовании. В частности, Валерий Нечай подробно остановился на явлении микроблогинга на примере «Твиттера». Это полезный сервис и в отслеживании актуальных новостей, и в общении с коллегами, и прекрасное средство обратной связи с читателями. Твиты нередко подсказывают журналистам темы сюжетов. Алла Максимова рассказала о своем «блогерском» опыте. Она ведет блог на сайте радиостанции «Эхо Москвы». Однажды журналисты «Радио Москвы» попросили её прокомментировать скандальную ситуацию на муниципальных выборах в округе «Красненькая речка». Так родился пост, собравший большое количество комментариев.

Татьяна Щелкунова, старший юрист корпоративной практики «Дювернуал Лигал» рассказала о правовых аспектах сетевой журналистики, уделив внимание и блогам. Актуальна эта тема и для юристов, для которых, как и для всех, «сетевая журналистика и деятельность в блогах – явление новое». Эксперт считает, что «Право не может оставаться в стороне от этой деятельности. Интернет развивается быстрее, чем законодатель успевает разработать правовое регулирование, принять законы, регламентирующие авторское право в интернете. Неслучайно на практике возникает много спорных моментов».

Дмитрий Новокшонов, преподаватель СПбГУ и колумнист «Делового Петербурга» рассказал о правилах ведения блогов, о том, как создать популярный блог и что такое образ блогера. «Главное оружие блогера – исповедальность. Будьте честны хотя бы перед собой» – считает наш лектор. Дмитрий Новокшонов дал несколько советов: «Не беритесь создавать блог на тему, в которой не разбираетесь. Не считайте читателя, глупее себя»; «Никогда нельзя ходить проторенной дорогой. Не старайтесь соответствовать кому-то и чему-то»; «Всегда лучше использовать хороший русский язык. Всё, что есть в мире, – можно выразить русскими словами»; «Прежде, чем завести блог, сто раз подумайте».

Анна Потсар, доцент факультета журналистики СПбГУ подробно остановилась на лингвистических особенностях блогерских текстов. Так называемый «блогояз» отличается от привычного нам русского языка. Использование блогояза больше характерно для ЖЖ, для личных блогов – дневников обычных пользователей. Это явление не относится к сетевым СМИ, к тому, что пишут профессиональные журналисты в редакционных или своих авторских блогах. Главная и принципиальная особенность личных блогов – они лишены редакторской правки и самоцензуры.

Александр Пронин, доцент факультета журналистики СПбГУ отметил, что сегодня между профессиональной и гражданской журналистикой, которую часто называют социальной или любительской, непросто провести черту. Многие сетевые издания привлекают к работе непрофессиональных авторов и даже платят им гонорары, что сближает их с журналистикой. Гражданская журналистика способна взять на себя весь объем функций профессиональной журналистики – уверен Александр Пронин.

«Сетевая журналистика направлена на активного потребителя, а, стало быть, мы должны быть на уровне нашей аудитории. Поэтому и стало важным то, насколько мы можем предоставить нашему потребителю мультимедийные возможности» – заключил Александр Пронин.

Диана Качалова, главный редактор «Новой газеты в Петербурге» обозначила тенденцию последних лет – происходит активизация гражданских журналистов и появляется большое число такого рода проектов. Гражданских журналистов редакция непременно должна обучать. По наблюдениям Дианы Качаловой, лучше воспользоваться их мультимедийными навыками, направив их активность на создание видео и фото.

В последнее время в Рунете появилось несколько достойных гражданских проектов: «Ридус», «Паблик пост» и др., среди, которых, как надеется Диана Леонидовна, займет достойное место и создаваемый под ее руководством «СамУвидел.ру».

Социальные сети – серьезные помощники журналистам. Например, благодаря Facebook (где у «Новой» почти 40 тысяч подписчиков) удалось привлечь внимание широких масс к неугодному кое-кому накануне выборов материалу портала zaks.ru, на который в это время была обрушена DDoS-атака.

Завершил семинар Андрея Цапу, зам. главного редактора «Комсомольской правды в Санкт-Петербурге», отвечающий за интернет-проекты. Kp.ru входит в тройку популярных новостных ресурсов Рунета, на лидирующих позициях «КП» и в так называемой «новой блогосфере» – социальных сетях. Как пояснил наш лектор, людей интересуют «близкие новости». Эта концепция, разработанная Дианой Качаловой в «Моем районе», по мнению А.Цапу, оправдала себя. Современные СМИ должны использовать все плюсы от взаимодействия с социальными сетями, но и знать, каковы могут быть риски для журналистов.

«Мы не расставляем ловушек, которые приведут людей на сайт, а мы общаемся с ними» – в этом и состоит, по мнению А.Цапу, успех в соцсетях. «Мы стараемся ловить тренды налету, подстраиваться под них максимально эффективно, чтобы получить новый трафик, монетизировать контент, придумать интересные коммерческие проекты в новой блогосфере» – считает эксперт.

По окончании занятий Марина Шишкина, возглавляющая в Союзе Комиссию по вопросам образования, вручила сертификаты журналистам, прошедшим обучение в «Профи-центре». Участники семинара получили в подарок книгу, вышедшую в ИД «Питер», рассказывающую о том, как стать «гуру» в социальных сетях.

Информационными партнерами проекта выступают: «НТВ-Петербург», «Интерфакс – Северо-Запад», «Росбалт – Петербург», «Балт-инфо», «Эхо Петербурга», «Радио Зенит», «Невское время». Поддерживает проект также Издательский дом «Питер».