Main menu
СПИК–2017: «Будущее СМИ»

В каком направлении идет развитие интернет-СМИ? Какое их ждет будущее? Что в этой сфере произошло за год? Об этом размышляли участники ежегодной встречи «Будущее СМИ» в рамках Санкт-Петербургской интернет-конференции СПИК-2017. Если честно признаться, то будущее СМИ не очень предсказуемо, а настоящее меняется настолько стремительно – буквально на глазах, поэтому любые прогнозы и выводы кажутся ненадежными и недолговечными. И все-таки, если вас интересует судьба онлайновых ресурсов, стоит обратить внимание на очевидные вещи.


Фото Александра Голуба

Сам себе СМИ

Креативный директор Spbnews Юрий Строфилов обратил внимание на опасную для масс-медиа тенденцию: обычные люди превращаются сегодня в подобие СМИ даже без сайта. Есть такие проекты, у которых нет сайта, но они делают двухминутные видео и размещают видеоролики куда попало. В сумме это создает миллионную аудиторию. Таким образом, можно сказать, что посредническая роль СМИ практически исчезла совсем.

Чтобы завладеть вниманием интернет-пользователя, создателям сайтов дается совсем мало времени – не больше двух с половиной секунд, считает Юрий Строфилов. Причем это вовсе не означает, что можно рассчитывать на его полное внимание. «В эти две секунды человек делает многое: отправляет СМС, разговаривает по телефону, воспитывает детей, ругается с женой... Мы всё время отвлекаемся на что-то. Вся информация, которой мы владеем, удваивается за сутки». Отсюда и вывод: «СМИ, которые продолжают оперировать гутенберговскими понятиями проиграли».

Директор по развитию"Лайфхакера" Родион Скрябин полагает, что между старыми и новыми медиа невозможна конкуренция, так как они никак не конкурируют, а вытесняют друг друга. «Если с одной площадки реклама переходит на другую, старая площадка пустеет. Не потому что вытеснили блогеры или какое-то интернет-СМИ, а просто реклама в газетах перестала работать в сравнении с интернет-СМИ...»

«Интернет и его развитие разделило общество на четыре части, каждая из которых не сближается, а удаляется друг от друга. Это работает как на маленькой, так и на большой модели – на уровне города, района и т.д. Если от вас уходит читатель, значит – он выбирает не вас» – такой можно сделать вывод.

Главный редактор газеты «Петербургский дневник» Алексей Дементьев заметил, что пользователи всё чаще принимают спонсорский контент за редакционные статьи, всё реже отличают фальшивые новости от настоящих. Причем даже средства массовой информации доверчиво перепечатывают сомнительный контент. То есть пользователи перестали понимать, где средство массовой информации, а где нет. Подтверждают это данные опроса, проведенного по заказу «ПД» в феврале 2017 года.

Как оказалось, пятьдесят процентов опрошенных в качестве новостного сайта выбрали Яндекс (а также mail.ru, google и т.д.), но это агрегаторы новостей, а не СМИ. «Сейчас в борьбе за внимание читателя не конкурирует какое-то одно деловое издание с другим деловым изданием. Получается, что новостные СМИ во многом конкурируют с подобными сайтами (с сайтами, не относящимися к СМИ). Люди перестают доверять новостям из телевизора, при этом доверие к новостям радио и газет примерно одинаковое. Сегодня люди охотнее доверяют «сарафанному радио», то есть сообщениям в социальных сетях. Постепенно этот уровень доверия растет, людям не важно откуда пришли материалы» – делает вывод Алексей Дементьев.

Руководитель проектов издательства PDG Андрей Добрый обратил внимание на проблему уменьшения трафика медиа. «Кто-то читает блогеров, кто-то соцсети. В соцсетях есть истории успеха. Но в целом переходы оттуда уменьшаются».

Интернет-СМИ всё сложнее получить внимание аудитории. То, что было наработано по привлечению интернет-трафика на сайты в предыдущие годы, постепенно перестает работать, и нужно постоянно искать новые источники интернет-трафика. «Яндекс.Новости – это основной источник трафика, за который борются. Но легкие способы заканчиваются».

Социальные сети, так же как и интернет-СМИ, делают ставку на приложения. «Telegram (мессенджер) – это тоже пример перерождения социальных сетей. Развитие медиа идет в этом направлении. Сейчас Интернет стал настолько обязательным, что без него невозможно существовать ни только пользователям, ни только медиа, но и вообще экономике», – заметил Родион Скрябин.

Давно известно, что ограничиваться одним способом привлечения пользователей на сайт опасно. Для интернет-ресурса как зависимость от Яндекс.Новостей опасна, так и отключение источника трафика – «ВКонтакте» или Facebook тоже. Подобная зависимость – больной вопрос для медиа.

Что делать СМИ?

Юрий Строфилов дает профессиональный совет: «оперировать одним экраном, как будто их там пять». То есть на этой одной странице максимально использовать всё: врезки и вводки, заголовки различных каналов, чтобы привлечь интернет-пользователя.

«Наша общая аудитория в десятки раз превышает то, что у нас есть на портале. Мы под каждую социальную сеть делаем свою подачу. У нас огромное количество площадок».

Алексей Дементьев, говоря об уменьшении привычной аудитории, разбирающейся в СМИ, заметил, что несмотря ни на что масс-медиа могут сохранить свою нишу. Ведь профессиональные журналисты могут заниматься настоящими расследованиями и пытаться продюсировать контент на различных площадках. «На мой взгляд, средства массовой информации уйдут в закрытые системы. Единственный вариант – создать СМИ свои закрытые системы, и они в принципе существуют. Это банальное информационное приложение. По этому пути хорошо развивается РБК, Первый канал, как ни странно. То есть, чтобы ни с кем не конкурировать, нужно создать собственное приложение для Android».

Главный редактор «Фонтанки.ру» Александр Горшков полагает, что именно контент конвертируется в деньги. «Но тут есть нюансы. Основу контента на “Фонтанке” составляют простые вещи: любопытство и внимательность редакторов и журналистов, постоянный поиск ответа на вопрос: что сегодня и что сейчас может быть интересно читателю, и, конечно, это расследования, истории и разные форматы – мы не только рассказываем, не только говорим, но и стараемся по возможности показывать». Так простая наблюдательность приводит к появлению материалов, собирающих огромную аудиторию (к примеру, у такой публикации может быть и 400 тысяч читателей).

Новые задачи – новые кадры

Юрий Строфилов: «Сегодня главный специалист в СМИ – даже не главный редактор, а специалист по привлечению трафика». Согласно приведенным данным РБК, двадцать процентов прямых заходов – это «собирание» аудитории из разных каналов.

Появление нативной рекламы на «Фонтанке» вызвало необходимость в новых форматах. «Это значит, что надо распространяться в разных средах, мессенджерах и т.д. Мы это активно развиваем. Следующий этап – создание внутри редакции ещё одной редакции, которая будет переупаковывать контент или делать его специально для социальных сетей», – признался Александр Горшков. «Ещё одно направление, в котором мы развиваемся, это проведение мероприятий». С прошлого года «Фонтанка» проводит фестиваль «Фонтанка-SUP» (http://www.fontanka.ru/sup/). В сентябре 2017 года в рамках Дня Западного скоростного диаметра проведет велопробег.

СМИ хотят почувствовать больший эффект от использования социальных сетей. «По нативной рекламе у нас уже есть успех, благодаря продвижению в соцсетях. Очевидно, что люди, которые будут работать в редакции, должны быть не SMM-щики, а безусловно журналистами, хорошо разбирающимися в соцсетях и SMM. В ближайшее время мы начнем поиск этих людей. Моя задача – создать за лето новое подразделение. Ничего нереального нет».

Руководство «Фонтанки» возлагает надежду на собственные кадры, как это было с появлением направления нативной рекламы в конце 2016 года. «Из своих рядов мы нашли человека, который хорошо понимает редакционный процесс, разбирается в журналистике, в редактуре, имеет большой опыт на разных наших проектах. Сейчас этот человек возглавил отдел нативной рекламы. За май, если не ошибаюсь, у нас было организовано семь проектов. Наша задача выйти хотя бы на десять – двенадцать проектов в месяц. В мае мы пятнадцать процентов доходов получили от нативной рекламы. Но и баннерная реклама, вопреки прогнозам, у нас не падает, а растет» – поделился планами Александр Горшков.