«Профессиональные интересы торжествуют над рыночными»

Пабло Бочковски (Pablo Boczkowski), профессор Северо-Западного университета (США), провел отдельное исследование о том, насколько те или иные материалы электронных СМИ востребованы сегодня у интернет-пользователей. Результаты исследования были опубликованы в книгах News at Work: Imitation in an Age of Information Abundance, The News Gap и других.

Бочковски исходил из гипотезы, что переход прессы в Интернет должен сократить разрыв между спросом и предложением. Другими словами, сетевые издания, имея в своем распоряжении подробную информацию о популярности тех или иных публикаций, детализированные метрические данные и моментальную обратную связь, способны публиковать лишь интересные для читателей материалы. Но как показало исследование, на практике все обстоит совершенно иным образом.

Разрыв между тем, что редакции электронных СМИ предлагают своим посетителям, и тем, что интересует последних, остается существенным. Результаты были получены при анализе двух десятков крупнейших новостных изданий в семи различных странах.

Согласно полученным Бочковски данным, большинство читателей не интересуют внутри- и внешнеполитические новости, а также новости экономики и бизнеса. Эти новости, по словам профессора, требуют определенной подготовки и значительных умственных усилий. Куда более популярны у читателей крупных порталов новости, связанные с развлечениями, культурой и спортом. В то же время все крупные интернет-издания чувствуют себя обязанными публиковать на главной странице и в перечне главных новостей в первую очередь именно политические и экономические новости.

Таким образом, по мысли Бочковски, образуется своеобразное встречное течение: с одной стороны, редакции проводят собственную линию, «навязывая» читателям неинтересные новости, с другой – читатели диктуют свою волю редакциям, выводя в «топ» интересующие их больше всего материалы.

Характерно, что интересы читателей в большей степени зависят от внешнего контекста, чем предпочтений редакции. Так, во время политической активности в стране (в случае предвыборной кампании или политического кризиса) интерес читателей к политическим и экономическим новостям повышается и разрыв спроса и предложения сокращается. Когда политическая активность спадает (после выборов, с окончанием кризиса и т. п.), интерес читателей к политике снова угасает. Однако издания продолжают публиковать все эти новости в прежнем объеме. Разрыв, таким образом, восстанавливается.

Бочковски обратился к самим изданиям с вопросом, что вынуждает их игнорировать интересы читателей. Один из редакторов так охарактеризовал ситуацию: «Мы не можем игнорировать интересы публики, но также не может целиком подчинить им новости… Я уверен, что у журналистики есть более важная цель, чем простое удовлетворение [потребительских] запросов». В Clarín дали другое объяснение: «Мы следим за имиджем нашего бренда и не можем публиковать все подряд». «Профессиональные интересы торжествуют над рыночными», – констатирует ученый.

Бочковски считает, что в ситуации высокой конкуренции данный разрыв становится тяжким бременем с экономической точки зрения. Противостояние профессиональных и рыночных интересов со временем будет только возрастать. С другой стороны, наблюдается растущий интерес читателей к узкоспециализированным ресурсам. «Люди, живущие в Сент-Луисе или Сиэтле и интересующиеся политикой, читают Politico или Washington Post, – они не читают местные новостные сайты».

Спрос и предложение в электронных СМИ

Спрос и предложение в электронных СМИ.
Слева (серая ладонь) – предпочтения редакции, справа (синяя ладонь) – выбор читателей.
Оранжевым указан зазор между спросом и предложением (в процентах).