Безработица в 2014 – 2015 годах стала главной проблемой журналистов северной столицы. Кризис плюс массовое закрытие петербургских СМИ, вызванное не только экономическими причинами, поставили в тяжелейшую ситуацию десятки, если уже не сотни наших коллег.

Достаточно вспомнить, что за последние два года в Петербурге: прошли сокращения штатов в агентствах «РИА-Новости» и ТАСС; закрылись газеты «Эхо-Еженедельник», «Смена», «Вечерний Петербург», «Невское время»; прекратили работу телеканалы «ВОТ» и «100 ТВ»; прекратили работу редакции «Балтинфо» и «Телеграфа», «Радио Балтика» и радиостанции «Нева-ФМ». И это далеко не всё…

Причин у сложившейся ситуации много. Постараюсь описать основные. Во-первых: экономика города не располагает к росту доходов СМИ. По данным Петростата, за девять месяцев 2015 года промышленное производство в Петербурге упало почти на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производительность городского автопрома снизилась на 17%. Падает оборот розничных сетей и автосервисов. За январь – сентябрь цены выросли на 10,7%. И это лишь несколько штрихов тех экономических реалий, в которых приходится всем нам работать.

Во-вторых: во многих странах мира (прежде всего в Западной Европе и США) происходят массовые сокращения персонала в медиа-структурах из-за технологической перестройки отрасли. Виртуальное пространство «съедает» рабочие места, прежде всего в издательском деле. Экономика США самая мощная в мире, но это не спасло 30% (!) сотрудников американских газет, которых уволили за последние 15 лет.

Федеральное агентство по труду Германии еще в 2012 году зафиксировало устойчивый рост безработицы среди журналистов качественных печатных изданий. По прогнозам этого ведомства, через пять лет потеряет работу каждый седьмой газетный журналист Германии.

В-третьих: уже много лет в Петербурге наблюдается переизбыток кадров. Ежегодно более 10 высших учебных заведений выпускают две-три сотни специалистов, в дипломах которых указано – Журналист. Плюс активно работают многочисленные гуманитарные вузы. Существует миграция коллег из других городов. Кризис способствует тому, что уйти поскорее на пенсию стремится все меньше опытных специалистов.

В результате – переизбыток предложений на рынке труда. Это, в свою очередь, неизбежно ведёт к снижению стоимости работы редакторов и репортеров. По данным сайта Planerka.org средняя зарплата журналиста в Петербурге (28 600 рублей) на третьем месте после Москвы и Новосибирска. Редакторы северной столицы зарабатывают, в среднем, меньше, чем в столице и в Нижнем Новгороде – 31 200 рублей.

Как справедливо заметил один из безработных коллег: «Работодатель хочет получить профессионала по цене старшекурсника». Это правило работало и в более благоприятные времена, а в условиях кризиса становится нормой.

В подобной ситуации неизбежно сокращение рабочих мест в профессии. Мы переживаем очередной период сжатия информационного поля, когда коллегам приходится массово искать работу в других сферах деятельности.

Тем, кто остался без любимой профессии, но хочет побороться за «место под солнцем» можно не только посочувствовать, но и посоветовать обратить внимание на следующие вещи.

Интернет позволяет сегодня создавать, при минимальных собственных вложениях, масс-медиа, которые могут претендовать на гранты или собирать средства с помощью краудрафтинга. Адреса российских и зарубежных платформ по сбору средств можно изучить, например, на сайте http://mediahubble.ru

Краудрафтинг в последнее время приобретает все большую популярность. Средства можно привлекать не только из России, но и из-за границы. Пусть депутаты Госдумы планируют вменить СМИ в обязанность указывать не получает ли сайт или газета подобную помощь, но запрет на сбор подобных пожертвований не планируется. Пока.

Главной ценностью информационных старт-апов остается качественный контент, который проще генерировать в изданиях, занимающих определенную нишу. Лишь информационные гиганты могут себе сегодня позволить охватывать все сферы: от политики до спорта.

Например, в начале октября The New York Times стало первой американской газетой с миллионом платных подписчиков. Ради сохранения качества контента, NYT не сократила ни одной ставки журналиста за 15 лет. Хотя экономить газете в этот период приходилось по очень многим статьям бюджета. О проблемах отрасли в США я уже упоминал выше.

Конечно, этот пример с платной подпиской на уважаемое американское издание для большинства петербургских СМИ сегодня не актуален. Однако, как вариант привлечения средств электронную подписку не стоит сбрасывать со счетов. Dp.ru, например, ее использует.

Новым СМИ в нашем городе могут помочь существовать гранты правительства. В этом году заявки принимались несколько раз. Пусть суммы конкретным СМИ выделяются не большие, но в городе есть издания, которые без этих средств просто перестали бы выходить.

В завершении еще раз отмечу, что городская журналистика переживает очень сложный период. В такой ситуации не стоит упрекать себя в том, что причиной потери любимой работы стали только собственные недостатки. Кризис, волюнтаризм и кумовство наносят цеху сегодня огромный урон. Покинуть профессию, в такой ситуации, не грех. Уйти можно на время, чтобы вернуться, когда информационное поле вновь начнет расширяться.