Газетный кризис по-французски

Кризис французской прессы диагностирован как исследователями, изучающими успешность и экономическую рентабельность СМИ, так и французскими политиками. Во Франции, как и в других странах, доходы прессы постоянно снижаются, количество журналистов уменьшается, недоверие аудитории стремительно растет. Однако существуют здесь и собственные проблемы, подогревающие кризис. Экономисты и исследователи во Франции ломают голову, как спасти прессу.

Экономист Юлия Каже́ размышляет о проблемах французской прессы в книге «Спасти СМИ» (Julia Cagé, Sauver les médias). В интервью порталу Télégrama она признает: традиционные СМИ находятся в большой опасности во всем мире. «Их доходы остаются устойчиво низкими на протяжении последних нескольких лет, число журналистов снижается. В Соединенных Штатах 15 тысяч сотрудников прессы были уволены в течение пяти последних лет! Во Франции сокращение штатов произошло в Le Monde, Libération, L'Obs, на французском телевидении, в региональной прессе. Результат: качество информации ухудшается». Говоря о необходимости срочно отреагировать на ситуацию, Каже́ призывает как к юридическим, так и экономическим мерам. Свои предложения высказывает Пьер Римбер в материалах (Рierre Rimbert, «Projet pour une presse libre»), опубликованном в Le Monde diplomatique и представленном на портале Acrimed (Observatoire des médias: action-critique-médias). При этом он с сожалением признает, что «своим нынешнем функционированием СМИ создают препятствия на пути к переменам».

Возникший во Франции кризис традиционной прессы подвергается активному осмыслению. L’Humanité сообщила о серии конференций «Журналист: от героя до предателя», которые проводит по всей стране в этом году Филипп Мерлант (Philippe Merlant), журналист с 40-летним опытом работы. Сегодня на представителей его профессии чаще смотрят не с восхищением, а с недоверием, если не с презрением. Журналист повел расследование, и выводы его по большей части пессимистичны, однако Мерлант продолжает верить в будущее журналистики.

В сложной ситуации оказались и распространители прессы, работники газетных киосков. Летом 2015 года при участии национального союза распространителей прессы, профсоюза парижских работников киосков и других организаций был создан «Круг торговых предприятий, специализирующихся на прессе» (Cercle des commerces spécialistes de la presse). Как сообщает L’Humanité, создатели профессиональной организации собираются участвовать в различных акциях и проектах, чтобы добиваться не только лучших условий для продажи прессы, а также способствовать возрождению былых позиций традиционных СМИ.

Тяжелое положение французской прессы вызвало не только волну частных инициатив, но и реакцию со стороны государства. Правительство объявило о ряде преобразований и выделении материальной помощи СМИ в 2015 году. Реформа во многом опирается на доклад Жана-Мари Шарона (Jean-Marie Charon) о состоянии французской прессы, переданный министру культуры и коммуникации Флер Пеллерин (Fleur Pellerin). Направлена реформа на решение трех задач, таких как «дополнительная поддержка плюрализма» за счет помощи изданиям с нестабильным рекламным доходом, уменьшение налогообложения, помощь с почтовыми расходами для нескольких категорий печатных СМИ, а также создание специальных фондов для развития новых медиа в интернет-пространстве.

И все-таки представления о кризисе прессы во Франции не во всем справедливы. Платные национальные издания, выходящие ежедневно и посвященные политике и вопросам общего характера (Le Figaro, Le Monde, Libération, Le Parisien, La Croix, L’Humanité и другие), действительно переживают нелегкие времена. Однако ни региональная, ни бесплатная, ни специализированная пресса не пострадали столь сильно из-за развития цифровых технологий и изменения привычек потребителя. Поэтому уместнее говорить о локальном кризисе одного из сегментов информационного рынка, нежели о крахе всей системы.

Опрос, проведенный еженедельным изданием Politis в июне 2015 года, показывает, что французы продолжают интересоваться прессой, хотя их читательские привычки изменились. Цифры таковы: 64 процента французских читателей не обходятся без газет и журналов каждый день. Однако треть знакомится с материалами прессы с помощью компьютера или смартфона, не обращаясь к бумажной версии издания (в 2014 году таких читателей было 22%). То есть к печатной прессе французы обращаются все реже, а к ее цифровым аналогам все чаще.

Внутренние причины бедственного положения
ежедневной прессы

С чем же связано такое положение ежедневной прессы во Франции? Что касается внутренних факторов, то они непосредственно связаны с историческими условиями развития французской прессы. Рентабельность издания не считалась здесь необходимым условием для его политической независимости, которую должно было гарантировать государство. Недоверие по отношению к экономическим кругам привело к появлению так называемых «антитрестовых» законов (1 августа и 27 ноября 1986 года), чтобы не допустить сосредоточение контроля над прессой в руках крупных корпораций. Защищая плюрализм мнений, эти законы в то же время препятствуют развитию мультимедийных групп и экономической независимости изданий. Как правило, им не достает собственного капитала для модернизации и приспособления к новым нуждам рынка. Кроме того, пресса часто оказывается в руках ранее не связанных с медиа акционеров из индустриального сектора. Владельцев интересует не рентабельность СМИ, а их политическое влияние.

Другая причина – приток рекламных инвестиций. Рекламный рынок во Франции исторически узок. Испытав мощный подъем с 1991-го по 2006 год (улучшив показатели с 7,32 миллиардов евро до 21,21), он все же менее развит, чем в Англии, Германии или США.

Но есть и такая проблема, как высокая стоимость печати в стране. В первую очередь это связано с деятельностью профсоюза работников книжного дела, существующего с 1947 года. Профсоюз пытается сохранить преимущества, полученные в связи с технической сложностью своего дела, за работниками и далее, несмотря на улучшение условий труда с появлением фотонабора и офсетной печати. Стоимость производства печатного издания составляет около 40% его итоговой цены – около 0,45 евро.

Распространение прессы также связано с большими издержками. Эту сферу контролируют предприятия NMPP, Nouvelles Messageries de la Presse Parisienne, поддерживающие высокие цены для издательств. Стоимость доставки составляет около 36% цены готовой продукции. В этом отчасти есть вина самих издательств, не пытающихся вынести производство за пределы столицы. В результате такие издания, как Le Monde, Le Figaro или La Croix, печатаются в Париже, а в провинцию доставляются на самолете, что увеличивает их стоимость. Так что французская пресса остается наиболее дорогой в Европе, а нерентабельность отпугивает от нее инвесторов.

Новые медиа и бесплатная пресса
все больше интересует читателя

Новые медиа занимают более прочное положение на информационном рынке. Платным изданиям все больше угрожает соперник – бесплатная пресса, не говоря уже о традиционных конкурентах – телевидении и радио. Прежний круг читателей платных ежедневных изданий имеет больше возможностей для получения информации.

Как пишет Бернар Пуле в книге «Конец газет и будущее информации» (Bernard Poulet, La fin des journaux et l’avenir de l’information): «Успех Интернета угрожает представлению о самом “издании с именем» и ценности бренда. <...> Даже не настаивая на том факте, что крайне редко покупающие журналы представители нового поколения не сильно интересуются старыми марками, легко показать, что каждый день создаются новые бренды, которые очень быстро выходят в лидеры, не обладая минимальным историческим капиталом. Google и Yahoo! существуют не так много лет, а именно к ним люди обращаются чаще всего».

Как известно, использование Интернета для получения информации означает многочисленные преимущества: это куда дешевле, чем покупать печатную прессу, это дает читателю возможность непосредственной реакции на прочитанный материал. К тому же новости в Сети обновляются мгновенно.

Все больше французов выбирает бесплатную прессу, например, для чтения в общественном транспорте. Помимо доступности, она имеет в глазах аудитории и другие преимущества: позиция ее редакторов представляется более объективной и не ангажированной, простота изложения материала позволяет быстро читать выпуски.

Отсутствие во Франции ежедневных изданий для широкой публики (аналогов The Sun и The Mirror, Bild-Zeitung, New York Post) способствует успеху бесплатной прессы. Ее все чаще выбирают молодые горожане и представители среднего класса. С тех пор, как зимой 2002 года стали распространяться бесплатные ежедневные выпуски Metro (600 тыс. экз. в день) и 20 Minutes (700 тыс. экз.), их успех только растет даже при отсутствии господдержки. Имея более 2,5 млн читателей, 20 Minutes является самым популярным ежедневным изданием страны.

Ни одно новое издание, посвященное вопросам общего характера и политике (помимо Libération), так и не стало долговечным. Тираж таких изданий остается сравнительно небольшим, а время, которое тратит на них читатель, в среднем не превышает получаса в день (что гораздо меньше внимания к телевидению и цифровым медиа). Это приводит к вынужденному переустройству редакций и увольнению журналистов. Так, Lagardère, Libération, France-Soir и Le Figaro сократили число сотрудников, а Le Monde и Parisien заявили о реорганизации.

Тем временем электронные версии пока не приносят значительного дохода из-за жесткой конкуренции в онлайн-пространстве. Независимые информационные сайты (такие, как Rue89, созданный бывшими сотрудниками Libération, Médiapart, возникший благодаря ушедшим работникам Le Monde, и другие), новостные сервисы поисковых систем (Google News, Yahoo! News) и популярные блоги непрофессиональных журналистов все больше привлекают интернет-пользователей.

Мухаммед Бенабид в статье «Истинный кризис печатной прессы», опубликованной Les Echos (Мohamed Benabid, La vraie crise de la presse papier) с сожалением отмечает, что пока усилия направлены на спасение самого формата газеты, культуры чтения, слишком мало внимания уделяется качеству информации, которую пресса может предложить потребителю. Неизменная инертность традиционных СМИ в сочетании с их пренебрежением к новым технологиям может привести к тому, что потребность их читателей в информации станут в будущем удовлетворять поисковые системы и социальные сети.