Британские медиаэксперты не склонны к мрачным прогнозам

Английские обозреватели не так часто говорят о кризисе прессы, как франзузские (см. материал рубрики), однако и в Англии традиционные СМИ, в первую очередь печатные, переживают определенные трудности.

Потери региональной прессы

Развитие цифровых технологий нанесло серьезный ущерб бизнес-моделям многих газет, а также теле- и радиокомпаний. Рекламодатели теперь могут достаточно быстро обратиться к своим потенциальным покупателям, благодаря Интернету. В итоге за последние 10 лет в новостных отделах СМИ сокращаются не только доходы от рекламы, но и количество рабочих мест.

Сокращения прежде всего коснулись зарубежных корсетей, а пул журналистов, освещающих жизнь людей рабочих профессий в Британии, практически перестал существовать. При этом сильнее всего крах рекламного рынка отразился на региональной прессе. По сообщению The Press Gazette, за промежуток между 2005-м и 2012 годами прекратили существование 242 региональные газеты. Кроме того, согласно данным Johnston Press, за один лишь 2012 год было сокращено 1,300 сотрудников таких изданий. В целом же, по подсчетам медианалитика Клэр Эндерс, только за пять лет количество рабочих мест в региональной прессе Великобритании снизилось на 40%. При этом трудности английских региональных СМИ связаны не только с тем, что иссяк поток рекламных инвестиций. Доступность международных новостей также препятствует дальнейшему развитию местной прессы. В эпоху глобализации большое количество людей предпочитает узнавать новости из выпусков BBC или с помощью Google и Facebook.

Теряют деньги и сильные мира сего

Трудности, впрочем, испытывают не только региональные издания. Так, газета The Times уже несколько раз была вынуждена идти на сокращение затрат, а компания BBC – на значительное уменьшение бюджета отдела новостей и текущих событий (только в 2014-м бюджет был урезан на 60 млн фунтов). В 2015 году BBC пришлось пойти на увольнение более тысячи сотрудников: причиной стало снижение доходов от продажи лицензий. По словам генерального директора BBC Тони Холла (Tony Hall), доход телерадиокомпании за сезон 2016–2017 гг. будет на 150 млн фунтов меньше, чем планировалось в 2011 году, так как «люди все чаще и чаще смотрят программы в Интернете или с помощью мобильных телефонов. Число семей, у которых есть телевизор, уменьшается». При этом качество работы BBC вовсе не является причиной того, что доходы компании снижаются: согласно Ofcom, число довольных ее программами увеличилось с 68% до 79% за последние семь лет.

Представители компании, где работает более 16 тыс. сотрудников, уверяют, что большая часть сокращений коснется должностей, связанных с менеджментом, и что эта мера необходима в целях экономии и упрощения работы. За последние годы из BBC были уволены тысячи сотрудников в рамках реализации плана по экономии 800 миллионов фунтов, принятого в 2010 году. Параллельно с процессом сокращения штата телерадиокомпания продает свое недвижимое имущество, чтобы уменьшить связанные с его содержанием затраты.

Сегодня BBC – это национальный и глобальный телеканалы, вещающие 24 часа в сутки, 12 телевизионных команд по всей стране, 39 региональных радиостанций и круглосуточный интернет-сайт. Новостные программы и документальные выпуски BBC на ТВ и радио смотрят 80% британцев. В целом же за новостями BBC на 27 языках следят более 250 миллионов людей по всему миру (в том числе с помощью интернет-сайтов и мобильных приложений). Сложности, стоящие сейчас перед этой компанией, неизбежно отразятся на огромном количестве людей.

Надежда на интернет

Но если говорить о перспективах английской журналистики в целом, то прогноз вырисовывается не такой мрачный. Например, исследование национальной статистической службы Великобритании показывает, что общее количество журналистов в стране не уменьшается, а растет: если на момент апреля-июня 2011 года 62 тысячи людей утверждали, что они работают журналистами (в качестве корреспондентов или редакторов), к июню 2013 года их количество выросло до 70 тысяч.

Джеймс Хардинг, глава новостного подразделения BBC, настроен оптимически: по его прогнозам, в будущем авторитетные издательства и новостные стартапы будут заимствовать друг у друга кадры и опыт ко взаимной выгоде. Например, Buzzfeed и The Daily Beast уже наняли авторитетных журналистов из The Times и The Guardian, а ежедневная газета The Daily Mail сумела сделать по-настоящему успешной свою электронную версию. Если за вечерним выпуском новостей BBC стало следить меньше людей, количество подписчиков твиттера этой компании серьезно возросло. Исследования BBC Trending показывают, что таких примеров довольно много и, по всей видимости, со временем их количество будет увеличиваться.