Андрей Корнеев - Московская заставаАндрей Корнеев,
издатель сети
районных газет:

«Журналистский рынок Петербурга крайне убог, – говорит Андрей Корнеев, более трех десятилетий занимающийся выпуском газет в районах города. – Я был в Орле недавно – там комплекс изданий. Одна газета при городской власти, одна при областной, есть оппозиционный еженедельник на 16 страницах, плюс есть газета компартии – и все они продаваемы, это не «раздатка». Тиражи от 5 до 10 тысяч – подписные и раскупаемые. При населении Орла в 300 тысяч+. Да, платный рынок газетной продукции в 300-тысячном Орле намного больше, чем в 5-миллионном Петербурге, и это для нас грустно».

Что касается возможности для журналистов найти работу в наших районных изданиях, шансы очень маленькие, полагает Корнеев. Реальные районки остались только в пригородах: Колпино, Кронштадте и Пушкине. В этих «эксклавах» особая атмосфера, сохраняющая жизнь районных газет, близких к людям: там преференции локального сообщества. И рекламодатель идет именно в местную газету, к человеку, который живет в конкретном Кронштадте, а не где-то в размытом мегаполисе под названием Петербург, где проживание в одном отдельно взятом районе уже не имеет значения. Это плюс для традиционных районок. Однако – реклама сокращается, субсидии урезаются, и финансово изданиям не выжить, о чем и говорилось на последнем пленуме СЖ.

«Не стану повторять, к чему привела и история с тендерами на издание газет, учрежденных органами местной власти, – продолжает Андрей Корнеев. – В данной ситуации – в «игре на понижение» – я как издатель, как работодатель вообще не могу привлекать к работе, нанимать на работу квалифицированного журналиста. Технического сотрудника – да, способен, поскольку привлеку его в ходе простоя газетного производства к иным полиграфическим заказам. Так, после истории с закрытием газет БМГ мы взяли на работу, в наш штат технического специалиста из «Невского времени». Журналистов не возьмем, будь они самыми выдающимися и увенчанными всеми лаврами. Как я могу говорить о трудоустройстве журналиста, если не знаю, выиграю ли тендер на издание районной газеты в следующем году? Какую должность и какой заработок я могу обещать человеку? Понятия не имею, а напрасно обнадеживать не могу.

В уходящем году в ходе тендера в Кировском районе Петербурга – по итогам конкурса – мы взялись за производство местной газеты по ее себестоимости. «Соперники» снизили сумму производства газеты на 42%, и мы на это пошли, чтобы сохранить и издание, и себя в это районе. Но итог для журналистов: я был вынужден сообщить одному из них, что варианты оплаты труда мизерны. Была тяжелая ситуация, с привлечением трудовой инспекции – в любом случае, а что я мог поделать, если денег на зарплату и гонорары нет? Если новая модель газетного производства диктует новые трудовые отношения, и весьма жесткие?

В таких условиях в районках Петербурга, субсидируемыми районными администрациями, остаются единицы сотрудников. Выпуская «Невское зеркало» в Кировском районе, «Вести Полюстрово» в Красногвардейском районе и периодически – но не регулярно – издавая газеты «Коломна» и «Московская застава» – в журналистском плане мы делаем все это, вместе взятое, силами четырех человек, имеющих высшее гуманитарное образование. Всего четыре профессионала задействованы в четырех районах Петербурга. При том, что вовлечение в профессию могло бы быть намного больше, если бы профессионалов брали на работу в газетах МО.

У нас в Петербурге 111 муниципальных образований. Каждое выпускает ежемесячное издание. Но редакторами нередко выступают сами главы МО. Условия тендеров не обязывают нанимать на работу исполнителей-журналистов. Содержание газет, случается, вообще не имеет отношения к журналистике».

Унылая картина, выполненная под копирку – таково обычно содержание муниципальных газет, раздаваемых читателям бесплатно: за их же, налогоплательщиков, счет. Все двенадцать номеров в год состоят как правило из: приветствия главы МО по случаю некой праздничной даты, сообщения об участии муниципального начальства в некоем мероприятии (субботнике либо партийном съезде), репортажа о культурном событии (ранга конкурса КВН в дворовом клубе), случаются подборки кулинарных рецептов – это отрывной календарь, верстаемый легкой рукой. Фраза Сергея Иванова об изданиях, которые не уважают и не читают, не выглядит преувеличением.

Что делать?

– Здесь огромное поле деятельности для Союза журналистов, – полагает Андрей Корнеев. – Во-первых, в городе надо было бы создать такую атмосферу, при которой главам МО стыдно было бы назначать себя главными редакторами. Во-вторых, в условиях тендеров должны прописываться квалификационные требования, как в грантах.

Игроки на понижение профессии

О тендерах – конкурсах на издание муниципальных газет на площадке электронных торгов сайта госзакупок – от «районщиков» можно услышать в основном негативные мнения. Основная претензия: они впускают на рынок прессы людей, не имеющих отношения ни к журналистике, ни к Петербургу с его традициями качественной прессы. Возьмем всего один из примеров годичной давности, когда на электронных торгах разыгрывались возможности издания муниципальных газет на 2015 год. В этом декабре, с торгами на 2016 год, ситуация вряд ли будет отличаться. Пример пригородный, касается Парголово.

19 декабря на сайте госзакупок появляется о бъект под названием «Подготовка и печать информационного и официального печатного издания МО Парголово – газеты «Муниципальное образование Парголово». Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 313 233.35 руб. Ценовые предложения поступают от 14 игроков, из них к торгам остаются двое, подавшие заявки на наибольшее понижение.

Один из них – «ИП Рогожин Илья Валерьевич», индивидуальный предприниматель из Пензы. Из Интернета можно почерпнуть, что он возглавляет региональную общественную организацию «Федерация роллер спорта Пензенской области». Второй игрок – ООО «Вездеход», из Ижевска. В столице Удмуртии под этим именем есть известный торговый дом, он специализируется на продаже автомобильных и тракторных запчастей. Виды деятельности этого общества многогранны, вплоть до разведения домашних животных и розничной торговли яйцами.

Итоги электронного аукциона подводятся 31.12.2014 в 12:58 мск. Выигрывает удмуртский «Вездеход», предложивший наиболее низкую цену контракта: в 1 221 306,97 руб.

В техзадании исполнителю пунктом 9.2. значится: «Контент издания газеты “Муниципальное образование Парголово”: оперативная, социально-значимая информация о событиях МО Парголово, о ходе реализации муниципальных целевых программ, планов мероприятий, проектов, о нормативных и нормативно-правовых актах органов местного самоуправления МО Парголово, о деятельности Муниципального Совета и Местной администрации МО Парголово».

И еще одно положение из техзадания, пункт 10.10: «Информационные сообщения, интервью, комментарии, рекламные объявления и иная информация не согласованная с Заказчиком, размещению в печатной продукции и оплате не подлежат». Это требование универсально: оно предъявляется к «контенту» всей петербургской муниципальной прессы, а не только пригородной парголовской. Покорное «чего изволите-с?» заложено в условия тендеров.

Итог: то, что издается в Петербурге под видом муниципальных газет, к журналистике в массе своей отношения не имеет, говорят представители «традиционных районок». По большей части это информационные бюллетени МО с размещенной в них саморекламой местных деятелей. Не лучшее место для приложения труда профессиональных журналистов.

Комментарии  

0 # Лаура Владимирова 29.03.2016 14:21
Тему "карманных изданий с саморекламой глав МО" с тендерной историей необходимо обсуждать повсеместно и выводить на новый уровень, впрочем как и тему несовершенной закупочной системы, которая так выгодна тендерным комиссиям...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать