В продолжение серии пресс-туров, организованных для журналистов совместно нашим Союзом и ИА «Интерфакс – Северо-Запад» при поддержке Центра занятости Петербурга, состоялась поездка в биотехнологическую компанию BIOCAD. Ей в этом году исполняется пятнадцать лет. В связи с расширением производственной базы компании понадобятся еще 200 новых сотрудников. Но вопрос, откуда брать кадры, работодателя не пугает. С первых дней существования на BIOCAD придерживаются осмысленной кадровой политики.

BIOCAD – инновационная компания, представляющая собой не только передовой научно-исследовательский центр, но и ультрасовременное фармацевтическое и биотехнологическое производство. Журналистов интересовало то, как организована работа компании полного цикла и как строится кадровая политика одного из заметных участников отечественной фармацевтической отрасли.

«Мы взрослеем вместе с нашими кадрами. Совсем недавно средний возраст сотрудников был 28 лет, сегодня многим исполнилось тридцать», – сказала вице-президент по HR, PR и корпоративному маркетингу BIOCAD Александра Глазкова. Сегодня в компании 1200 сотрудников.

Но пятнадцать лет назад здесь остро стоял кадровый вопрос. Пришлось серьезно задуматься на тем, как сохранить ценные научные кадры у себя на родине и как начать развивать в России перспективные направления в отрасли. Поиски ответов на эти вопросы вылились в широкую программу действий, что, несомненно, принесло свои положительные результаты.

К частым гостям в компании привыкли: то прибывают студенты на практику, то школьники на экскурсию, то коллеги-ученые из других стран изучить опыт. Пришлось даже открыть отдельную вакансию специалиста-экскурсовода. В BIOCAD журналистов ждала экскурсия по научным лабораториям и производственным цехам. А показать и рассказать есть что. Инновационное предприятие оснащено уникальной техникой, здесь работают талантливые молодые биологи и биотехнологи. Молодые люди увлеченно рассказывали журналистам о своих уникальных проектах и передовых научных экспериментах, способных в будущем спасти, например, онкологических больных. От первых разработок до запуска продукта в производство проходит много лет. Сейчас здесь создано 39 препаратов, еще 40 препаратов находятся в разработке. Как сказал руководитель лаборатории перспективных исследований BIOCAD, заведующий кафедрой технологии рекомбинантных белков Петербургской государственной химико-фармацевтической академии (СПХФА) Александр Карабельский, уже скоро здесь ждут поистине революционных результатов многолетних исследований.

За 15 лет существования компании ее руководству и коллективу удалось многого достичь. Здесь ищут спасение от целого спектра онкологических и аутоиммунных заболеваний, от которых не было панацеи.

В постсоветское время почти вся талантливая молодежь уезжала на Запад, потому что на родине отсутствовала практическая база для применения их знаний. Людей пришлось собирать буквально по одному. Годы ушли на взаимодействие со школами, профильными вузами, ставка делалась на учителей и преподавателей, готовых развивать совместно с компанией специальные профориентационные программы для школьников и студентов, чтобы заинтересовать их в получении знаний. Ведется работа по привлечению специалистов из других отраслей (патентоведы, химики-аналитики). Сотрудники, активно участвующие в международных конференциях, охотно делятся научной информацией с вузами, участвуют в составлении учебных планов, помогают проводить олимпиады и конкурсы для молодежи, читают открытые лекции.

Сегодня студенты не только местных вузов, но и из других городов стремятся пройти в компании стажировку, а если повезет, попасть на работу. Из-за рубежа ценные «штучные» специалисты возвращаются целыми семьями – для этого созданы все необходимые условия. В отдел кадров сегодня поступает до нескольких сотен анкет, но даже практикантов ждет строгий конкурс. Создан банк резюме молодых ученых. А скоро специально для молодых будет запущен сайт с полезными лекциями в свободном доступе. Декан факультета промышленной технологии лекарств СПХФА Алексей Марченко рассказал о взаимовыгодном сотрудничестве вуза с BIOCAD.

Но кадровый дефицит еще сохраняется по отдельным специализациям. Так, например, сохраняется огромнейший спрос на специалистов по созданию библиотек антител, специалистов для доклинических исследований, а также по разработке новых видов лекарственных средств. По этим направлениям просто никого не найти. Чуть лучше дело обстоит с фармацевтами-аналитиками, специалистами по разработке тест-систем и т. д. Все это должны учитывать вузы, также обеспокоенные судьбой своих выпускников.

На работу с этим направлением выделяются огромные средства (13 млн рублей в 2015 году). Эти средства направляются на стипендиальные фонды, на поддержку научных мероприятий, создание интернет-ресурсов. К сожалению, не все компании готовы к таким вложениям. И в этом смысле компания для многих пример.

О том, как на городском уровне решается вопрос профориентации, какое участие в этих программах принимают школы, вузы, работодатели, рассказала начальник отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Людмила Колдунова. Например, только в рамках проекта с названием «Талант и труд, энергию свою я городу родному отдаю» организуется множество всего полезного – тестируются учащиеся, выпускаются буклеты, записываются видеоролики о предприятиях и проводятся экскурсии на эти предприятия, а также игры-квесты, конкурсы и фестивали. Как показывают опросы школьников, им пришлись по душе эти инициативы (а больше всего им нравятся экскурсии), а значит, выбор профессии может стать для них более осмысленным. Кстати, фармацевтическая промышленность названа школьниками одной из самых привлекательных отраслей для трудоустройства.

Многое зависит и от средств массовой информации, которые могут и способны выступить популяризаторами полезных идей, влияющих на осмысленный выбор молодежью профессии. Но, к сожалению, сегодня в СМИ плохо обстоит дело с отраслевой журналистикой. Это видно хотя бы на примере фармацевтической отрасли. Слишком узок круг журналистов, специализирующихся на этой теме. Поэтому мы надеемся, что наши ликбезы для универсальных журналистов окажутся полезны.

Вторым этапом проекта Союза журналистов, реализуемого при поддержке Центра занятости, будет цикл семинаров (ноябрь – декабрь). Следите за анонсами.