Профессия журналиста без сомнений находится сейчас в определенном переходном состоянии. Мы верим, что журналисты обществу будут нужны всегда, и говорить, как некоторые эксперты, о том, что журналистов заменят блогеры или роботы, явно не стоит. Но то, что спектр необходимых журналисту профессиональных навыков сейчас существенно меняется – сомнений не вызывает. И, весьма вероятно, в ближайшем будущем и число журналистских профессий увеличится.

На сайте Центра устойчивой журналистики попалась на глаза статья американской журналистки и редактора Линдсей Оберст – «11 журналистских профессий, которые могут появиться в будущем». Такое название, конечно, не могло не заинтересовать. Но прочтение вызвало некоторое недоумение. Какое же это будущее? Почти все перечисленное, в том или ином виде существует (если не как отдельная профессия, то как одна из профессиональных обязанностей). Объяснила все дата публикации материала – 2011 год. Нам показалось интересным, опубликовать перевод этой статьи (с сокращениями), чтобы увидеть, насколько же быстро в наше время наступает «будущее».

«11 журналистских профессий, которые могут появиться в будущем»

Печатные издания на пути к исчезновению. Длинные материалы не читают. Всё это мы уже слышали, но не стоит сильно беспокоиться.

Если присмотреться, можно найти достаточно доказательств, что это поле деятельности не исчезнет. Профессия журналиста не умирает, она эволюционирует. Для того чтобы выжить, всем нам нужно немного больше креатива и адаптации, в то время как появляются новые технологии и методы. Традиционные названия – корреспондент (репортёр), выпускающий редактор, фотограф, верстальщик – могут исчезнуть или быть заменены новыми названиями, но профессия журналиста не вымрет, даже несмотря на подавленность, исходящую от перетрудившихся и мало оплачиваемых журналистов.

Мы по-прежнему нуждаемся в профессионалах, способных подать происходящие события в виде рассказа, и наш падкий на истории мозг все еще требует какие-то зацепки в повествовании, затравки, драматические развязки и прочие подобные приемы, которые помогают нам вычленить смысл из избыточного потока информации, накрывающего нас каждое утро.

Появляющиеся сейчас новые названия в журналистской профессии – это специалист по вопросам стратегии в соцсетях, мультимедийный репортёр и блогер. А вот еще несколько названий профессий, которые появятся в скором будущем:

  1. Оптимизатор заголовков. Заголовки – не то, что есть на самом деле, особенно в онлайн мире. Ты можешь быть остроумным, глупым или умным – зависит от контекста. И вдруг – тебе больше не нужно переживать за эти ключевые слова. Сегодня заголовки – зачастую причина кликнуть именно на эту ссылку. Хорошие заголовки - все ещё искусство, и стилей, в которых они могут быть созданы, великое множество.
  2. Репортёр в соцсетях / агрегатор. Энди Карвин хорошо известен благодаря своей уникальной ленте новостей, где Твиттер используется как способ проверки информации на достоверность. Другие медиаорганизации находят свои успешные способы осмысления потока информации. Повествование – единственный метод, используемый журналистами.
  3. Исследователь повествования. Эта профессия связана с исследованием информации для последующей привязки к цифровому содержанию. New York Magazine рассказывает о роли этой профессии в Buzzfeed. В основном такой специалист использует аналитический способ, чтобы понять, какие истории репостят больше, когда и как.
  4. Главный куратор. Из-за наплыва соцсетей и различных данных мы сталкиваемся с огромным количеством информации. Можно, конечно, поспорить, что все журналисты так или иначе курируют информацию, но все же некоторые организации делают кураторство отдельной специальностью.
  5. Журналист-пояснитель. Это специалист, которому также приходится иметь дело с избыточным потоком информации. Он помогает ответить на вопросы, которые остались без ответа в материале.
  6. Проверяющий популярные мемы и создатель популярных видео. Стать популярным – вот чего сейчас все хотят, и журналисты тоже. New York Magazine рассказывает о том, как один журналист проводит время создавая яркие фрагменты видео с наибольшей кликабельностью.
  7. Специалист по показу слайдов. Слайдшоу также популярны в Сети. Те, кто делает отличные слайдшоу, испытывают необходимость в тех, кто может писать и создавать видеоряд.
  8. Пользователь сети / исполнитель. Многие журналисты тратят время, разыскивая в соцсетях заинтересованных пользователей. New York Magazine рассказывает о редакторе, ищущем заинтересованных для ProPoblia, который использует краудсерфинг, чтобы вовлечь как можно больше народа в журналистскую деятельность. Многие организации находятся в поиске онлайн-сотрудника, который мог бы заполнить вакантные позиции.
  9. Создатель электронных изданий. Как подчеркнул Роберт Найлз в своем блоге обзора онлайн-журналистики, электронные издания – это новые формы медиа, за которые люди хотят платить.
  10. Веб-разработчик. Многие современные организации уже в поиске веб-разработчиков, как отметил в своем блоге Энди Бойл. Школы журналистики этому не учат, и большинство веб-разработчиков так или иначе самоучки.

Автор

Опубликовано на Sustainable Journalism

Завершается статья констатацией двух до сих пор актуальных фактов. Во-первых, журналисту, думающему о будущем и желающему остаться в профессии, необходимо быть открытым к новому, осваивать новые технологии и навыки. Во-вторых, многие журналисты склонны сейчас менять профессию, уходить из журналистики в поисках чего-то иного.