В Доме журналиста 2 ноября прошел семинар «Специфика трудоустройства и поиска персонала в медиасфере. Почему журналисты не могут найти работу, а работодатели жалуются на нехватку кадров?». Специалисты, занимающиеся подбором кадров на рынке труда, и руководители различных СМИ поделились своим опытом и мнением по различным вопросам. Семинар вызвал особый интерес у молодой аудитории, поэтому особый акцент был сделан на вопросах прохождения практики, стажировки и трудоустройства молодых специалистов.

Открыла семинар председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Людмила Фомичева, отметив, что он проходит в рамках работы Профи-центра – структуры, которая в Союзе занимается обучением и повышением квалификации журналистов. Специально для студенческой аудитории семинара Людмила Дмитриевна провела небольшую лекцию о том, что представляет собой медиасфера Санкт-Петербурга не сегодняшний день.

«Журналистика Петербурга особенная, интересная и немножко отличающаяся от федеральной, московской, – в том числе отметила Людмила Фомичева. – Наше сообщество проявляет черты интеллигентности, петербургского стиля. К сожалению, в последние годы наблюдается очень неприятная тенденция. Журналистская сфера сокращается, журналистика все больше переходит в разряд пропаганды. Это грустные симптомы нашего времени».

Но завершила несколько «пессимистическое выступление» председатель Союза на позитивной ноте: «Люди, которые выбирают профессию журналиста, – счастливые люди. Это такая профессия, которая позволяет постоянно узнавать что-то новое, которая делает жизнь интересней. Человек каждый день и мгновение знакомится с новыми людьми, расширяет круг общения, находится в гуще события. Конечно, журналисту нужно обладать не только фундаментальными, профессиональными знаниями и коммуникационными навыками, но и морально-нравственными качествами, позволяющими быть верными своей профессии. И я очень рада, что сегодня на семинаре столько молодежи. Это хороший знак. Если вы попробуете себя в этой профессии, в любом случае – получится или не получится – вы приобретете колоссальный опыт. И я хочу пожелать вам в этом больших успехов».

Первая часть семинара была посвящена ситуации на медиарынке труда в целом. Об этом участникам рассказали начальник отдела развития информационных систем и технологий Центра занятости населения Санкт-Петербурга Кирилл Шендера и руководитель отдела маркетинга HeadHunter Северо-Запад Екатерина Скляренко.

Кирилл Шендера сообщил, что периодически на сайте Службы занятости появляются следующие вакансии: корреспондент, оператор видеозаписей, корректор, верстальщик, звукооператор, звукорежиссер, режиссер. В целом вакансии в медиасфере составляют примерно 1,8-2% от всех вакансий Службы занятости.

Примерно такая же статистика и у HeadHunter: вакансии в сфере «Искусство и медиа» составляют примерно 2% от общего числа вакансий. Если в целом по рынку на одну вакансию приходится 7 резюме, то на вакансию «журналиста» может быть до 17 резюме (нормой считается 5-6 резюме на вакансию).

«Не только сфера журналистики и массовых коммуникаций испытывает сейчас сложности, – отметила Екатерина Скляренко. – В целом, в связи с автоматизацией многих производств, переходом многих видов деятельности в интернет устаревает ряд профессий. В стрессе ощущают себя не только журналисты, есть и другие специальности, в которых требуется искать новые возможности, чтобы себя реализовать».

Опытом найма сотрудников, критериев их отбора, возможностью пройти практику в издании поделились представители газеты «Петербургский дневник», интернет-газеты «Фонтанка», телеканала «Санкт-Петербург» и интернет-газеты «Бумага». Подробные выступления участников будут опубликованы на нашем сайте в течение следующей недели. Сейчас отметим только то, что у каждого издания, как выяснилось, различные мнения по способам поиска новых сотрудников и различные каналы для публикации объявлений.

Например, редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов считает, что публикации вакансии в открытом доступе расширяет возможности. Сейчас газета ищет заместителя редактора и разместила эту вакансию на HeadHunter.

«Мы вывесили 2 вакансии, – рассказал Кирилл Смирнов. – Одна вакансия узкопрофильная – бильд-редактор, на нее за последние 2 недели поступило 42 резюме. Вторая вакансия – это заместитель главного редактора. Тут мы получили просто шквал резюме – 150. Серьезно, 111 было на вчерашний день, 34 пришло, пока я сюда ехал. И эта цифра, я полагаю, будет увеличиваться, так как резюме опубликовано до 19 ноября. Видимо, у многих само словосочетание «заместитель главного редактора» вызывает духоподъемное настроение. При этом, среди приславших резюме много людей, никогда не занимавшихся журналистикой, а связанных с пиаром, работой в пресс-службах разных органов государственной власти и сферы бизнеса. Есть много претендентов, которые специализировались на удаленной внештатной работе, блогеров, СММщиков. Порядка 20% резюме из других субъектов Российской Федерации».

Интернет-газета «Фонтанка» вакансии на HeadHunter или иных специализированных сайтах не публикует. По мнению старшего редактора Юлии Никитиной, в этом нет никакой необходимости: «Нам и так постоянно падают резюме на редакционный ящик. А когда требуется кто-то, достаточно повесить вакансию на нашем сайте, и сразу захлестнет поток резюме».

Чтобы избежать такого «потока резюме», редактор интернет-газеты «Бумага» Кирилл Артеменко не публикует вакансии даже на собственном сайте. Для поиска сотрудников использует личную страницу в социальной сети.

«В силу того состояния, в каком находится рынок, мы избегаем публиковать вакансии: потом просто не сможешь их обработать, – рассказал Кирилл Артеменко. – Когда мы открываем вакансию, я считаю необходимым, особенно если человек сделал тестовое задание, ответить всем и ответить по существу. Это съедает много времени. Последние 2 вакансии, например, я публиковал в Фейсбуке на личной странице и получил на каждую 60-70 заявок. Если мы на паблике «Бумаги» опубликуем, у нас там 63 тысячи подписчиков, или на сайте, который читает полмиллиона человек в месяц, то вакансий было бы слишком много, и мы не смогли бы их обработать».

Точно так же не публикуются ни на внешних сайтах, ни даже на собственном вакансии телеканала «Санкт-Петербург».

«На сайте есть раздел «вакансии», но вакансии мы туда не выкладываем. Раньше выкладывали, теперь нет, – поделился заместитель генерального директора телеканала «Санкт-Петербург» Сергей Сыров. – Коллеги уже рассказали, и всем понятно, во что это выливается. Порядка 40 резюме в сутки – это ступор для всей нашей работы. В разделе указаны телефон и электронная почта, так что желающие могут звонить и направлять резюме».

Не менее любопытны различия в тех критериях, которые интересны руководителям различных СМИ, а также в их отношении к практикантам и стажировкам. Об этом читайте в следующих материалах.