Можно ли найти работу в медиасфере при помощи сайтов по трудоустройству? По мнению специалистов Центра занятости населения Санкт-Петербурга и крупнейшего сайта по поиску работу HeadHunter, сделать это вполне возможно, хотя не так просто, как во многих других сферах. Количество опубликованных вакансий в медиасфере составляет всего около 2% от общего числа. Количество же поступающих на эти вакансии резюме намного выше, чем в среднем по рынку.

Наиболее активна в поиске работы молодежь

Начальник отдела развития информационных систем и технологий Центра занятости населения Санкт-Петербурга Кирилл Шендера отметил, что не все петербуржцы, особенно, молодежь знают о возможностях Центра занятости населения.

«Вопреки сложившимся стереотипам словосочетания «биржа труда» и «центр занятости населения» – это не только место для получения пособия по безработице. Мы нацелены на активную работу со всеми, кто ищет работу, кто желает ее изменить. В год к нам обращается порядка 100 тысяч человек, из них признаются безработными, т.е. ходят за получением пособия – только 10%. Остальные обращаются именно в поисках работы».

Кирилл Шендера отметил, что по статистике наибольшую активность в поисках работы проявляет молодежь. «Порядка 80% обращающихся на наш интернет-ресурс – это молодежь. При этом они, может быть, не знают, что такое Центр занятости населения».

Специально для молодежи Служба занятости начала создавать базу стажировок, привлекая работодателей к размещению информации о стажировках на интернет-ресурсе.

«Это то, что может быть наиболее интересно молодым людям – получить информацию о стажировках и практиках из первых рук от работодателей. Мы стараемся придерживаться определенных принципов при публикации информации. Например, стажировка – это не какая-то временная подработка, временная занятость и тому подобное. Стажировка – это работа, позволяющая молодому специалисту получить навыки и практический опыт по той специальности, которую он сейчас получает в вузе или уже получил, являясь выпускником».

При этом Кирилл Шендера отметил, что пока в базе стажировок нет предложений от работодателей из медиасферы, но развивать это направление планируется.

По информации руководителя отдела маркетинга HeadHunter Северо-Запад Екатерины Скляренко, на интернет-ресурсе крупнейшего коммерческого агентства по трудоустройству ситуация примерно такая же. На сайте тоже имеется возможность поиска стажировок. И наибольшее количество резюме поступает в раздел «Начало карьеры, студенты».

При этом Екатерина отметила, что среди студентов в Санкт-Петербурге традиционно много тех, кто ищет работу в сфере искусств и медиа: «У нас такой город, где много вузов, готовящих гуманитарных специалистов в сфере искусств, в том числе, и журналистские факультеты хорошо представлены. Поэтому мы кузница кадров для других регионов России, так как уровень гуманитарного образования в Санкт-Петербурге высокий».

Вакансии есть, но мало

Вакансии для сотрудников медиа на интернет-ресурсе Службы занятости есть, но не очень много. Как сообщил Кирилл Шендера, за 2017 год Служба занятости работала со многими крупными работодателями Санкт-Петербурга, включая «Деловой Петербург», «Коммерсант», «Комсомольскую правду в Санкт-Петербурге», «Европу Плюс». Но надо отметить, что работа в СМИ не всегда предполагает журналистскую деятельность, зачастую СМИ ищут специалистов совершенно других профилей. В числе непосредственно «медийных» вакансий наиболее часто встречаются: корреспондент, оператор видеозаписей, корректор, верстальщик, звукооператор, звукорежиссер, режиссер. В целом, количество вакансий, которое размещают работодатели в медиасфере, составляет примерно 1,8-2% от общего количества.

На HeadHunter количество вакансий сферы «Искусство, развлечения, масс-медиа» тоже составляет примерно 2% от общего числа активных вакансий, которых на ресурсе ежемесячно присутствует более 45 тысяч. Если в целом на рынке труда на одну вакансию приходится 7 резюме, то в сфере медиа конкуренция может достигать до 17 резюме на вакансию.

«Не только сфера журналистики и массовых коммуникаций испытывает сейчас сложности, – сказала Екатерина Скляренко. – В целом, в связи с автоматизацией производств, переходом многих видов деятельности в интернет ряд профессий устаревает. Это не только классическая профессия журналиста, но и бухгалтера, ряд рабочих специальностей. Сегодня не только сфера журналистики ощущает себя в стрессе, есть и другие специальности, в которых требуется искать новые возможности, чтобы себя реализовать».

Кого ищут работодатели?

На самом деле, классические журналисты (корреспонденты, репортеры) уже сейчас не очень востребованы. Нужны специалисты с новым набором навыков. Востребовано умение работать в социальных сетях, вести ю-туб каналы, разбираться в IT, работать в графических редакторах, с программами по обработке фото и видеоконтента.

«Часто недостаточно просто хорошо писать, нужно быть многостаночником. Это становится важным во многих сферах. В целом, рынок труда идет к тому, что мы говорим не о профессии, а о каких-то навыках, которыми должен обладать человек, – пояснила Екатерина. – Вакансии копирайтера и контент-менеджера тоже трансформируются из классических форматов в диджитал. Требуется знание особенностей различных социальных сетей, умение общаться с пользователями, наполнять сайты, работать в новых медиа».

Неизменный тренд – требование к соискателю иметь «грамотный русский язык». Но и владение иностранным языком становится все более и более востребованным.

«В условиях корпоративных блогов и тому подобного много вакансий, где требуется «поиск и переработка контента с иностранных источников», – пояснила Екатерина. – Сегодня есть много возможностей получать дополнительное образование. Сертификаты, подтверждающие наличие нужных работодателю навыков, влияют на шансы при трудоустройстве».

При этом работодатели зачастую предъявляют заведомо завышенные и не соответствующие уровню оплаты требования к соискателям. По мнению Кирилла Шендеры, это общая тенденция на рынке труда.

«Если мы посмотрим объявления практически по всем сферам, то увидим две крайности, с которыми мы, в своей сфере работая, сталкиваемся каждый день. Первая крайность – работодатель хочет, чтобы человек умел все плюс играть на баяне за 16 тысяч. Отмечу, что вакансии с оплатой менее 16 000 тысяч Служба занятости у работодателей просто не принимает. Вторая крайность – работодатель вообще ничего не говорит о том, что он ожидает от специалиста».

Кирилл Шендера отметил, что разрабатываемые профессиональные стандарты, в данном случае, идут на пользу. Служба занятости, являясь своего рода посредником и регулятором между соискателем и работодателем, уже сейчас использует имеющиеся профстандарты для модерации объявлений.

«Если работодатель выдвигает вакансию заведомо сильно превышающую список умений и навыков, которые имеются в соответствующем стандарте, возникает вопрос, насколько адекватна информация. Мы действуем как некое ограничительное звено в порой безудержных фантазиях работодателей».

Каждый третий соискатель готов к переезду

Зато, по данным HeadHunter, в медиасфере достаточно хорошая ситуация, по сравнению с рынком в целом, по требованиям к опыту работу. Каждая шестая вакансия вовсе не требует опыта работы, в 57% случаев работодателю достаточно опыта работы «от года до трех лет».

При этом специалистам медиасферы легче, чем многих другим, выполнять удаленную работу и совмещать работы в различных компаниях. В этой сфере весьма востребованы поиски вариантов подработки и совмещений, а также предложение своих навыков работодателям в других городах и странах. Как сообщила Екатерина, в Санкт-Петербурге в среднем за месяц в сфере «Искусство, развлечения, медиа» активны порядка 500 вакансий, а в Москве – 1500. И соискатели могут искать и уже активно ищут работу в других городах. Каждое третье резюме имеет пометку о возможности переезда. Самыми популярными для переезда местами у соискателей являются Москва, Сочи, Краснодар или США (именно эти места указаны в каждом десятом резюме).

«Всегда можно рассматривать работу в смежных областях, – дополнительно отметила Екатерина Скляренко. – Я к этому не призываю. Мне очень хочется, чтобы журналисты сохранили свое призвание. Но если вы понимаете, что сложно найти работу, то это тоже вариант. Например, в сфере маркетинга вакансий намного больше – 6-7% всех вакансий, и работу найти проще».

И призвала всех ищущих работу не только изучать имеющиеся вакансии, но и учиться правильно представлять себя на рынке труда: составлять грамотное резюме, писать сопроводительные письма и так далее. И подарила SPBSJ список ссылок на материалы, призванные помочь в этом соискателям.