Главный редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов поделился с SPBSJ.ru опытом поиска кадров при помощи сайта вакансий и тем, какие специалисты в первую очередь требуются сейчас газете.

Шквал резюме

Газета «Петербургский дневник» – самая большая с точки зрения тиража: 150 тысяч, бесплатное распространение. С недавнего времени отдельным СМИ стал интернет-сайт газеты https://www.spbdnevnik.ru. Еще у нас есть глянцевый журнал «Бизнес-дневник», который ориентирован прежде всего на деловое сообщество города и представителей бизнес структур.

Я приступил к работе в этих СМИ с 9 октября. Все то время, что я нахожусь на этой должности, я ищу сотрудников. Делаю это достаточно активно, в том числе при помощи сайта HeadHunter. Мы вывесили там две вакансии: бильд-редактор и заместитель главного редактора. На вакансию бильд-редактора за месяц поступило 92 резюме. На мой взгляд, это достаточно большая цифра. На вакансию заместителя главного редактора мы получили просто шквал – 216 резюме.

При этом интересно, что если в первой вакансии опубликовали цифру по зарплате, то во второй нет. Но, видимо, у многих само словосочетание «заместитель главного редактора» вызывает духоподъемное настроение, в связи с чем резюме поступило значительно больше.

Среди людей, претендующих на эту должность, оказалось много тех, кто никогда не занимался журналистикой, т.е. из сферы PR, из пресс-служб различных органов государственной власти и бизнеса. Много претендентов ранее специализировались только на удаленной внештатной работе – блогеры, СММщики. Порядка 20% резюме поступило из других субъектов Российской Федерации.

Конечно, вращаясь в этой среде, я ищу не только при помощи сайта, но и через свои связи. Но мне кажется, публикация на сайте расширяет представление о том, кто может прийти. К тому же, это позволяет заявить о себе и людям из других регионов.

Надо знать фамилию губернатора

Кстати, на мой взгляд, резюме для соискателя важно и позволяет составить о нем представление. Я не могу сказать, что мы прежде всего смотрим на образование, но этот элемент все же имеет значение. Хотя мой опыт и опыт моих коллег подсказывают, что совсем необязательно заканчивать профильный факультет вуза, чтобы быть журналистом.

По качественным параметрам больше всего смущает недостаточное знакомство с городской проблематикой. Я сам провожу собеседования, в том числе, и на позиции корреспондентов и вижу, что многие плохо разбираются в городской жизни, некоторые даже не знают имена и фамилии людей, определяющих городскую повестку. Последний опыт показывает, что не все знают фамилию губернатора Петербурга или кто такая Валентина Матвиенко. Да, это может быть вызвано разными обстоятельствами, но, на мой взгляд, довольно странно при этом претендовать на позицию корреспондента отдела новостей или городской хроники.

Наше издание ориентировано на городскую новостную повестку, хотя эту ситуацию мы планируем несколько изменить. С 1 января ориентируемся на то, что за новостной контент будет в первую очередь отвечать лента новостей на интернет-ресурсе, а газета станет более экспертным аналитическим изданием. Но все же мы городское издание. Есть сейчас перекос в качестве тех ребят, которые идут в журналистику. Может быть, они разбираются лучше в чем-то другом, например, в блокчейне или криптовалютах (хотя и в этом не уверен до конца). Но приходя не в узкопрофильное СМИ, а в общеполитическое ежедневное городское издание, конечно, нужно быть в курсе городских процессов.

Практикантов берем

Мне кажется, что люди, которые приходят на практику и стажировки, вполне имеют возможность задержаться у нас. Если не сразу в штат войти, то среди внештатных сотрудников, а потом перейти на работу в штат. Такие случаи есть, и в газете, и на сайте.
Предпочту ли я того, кто у нас стажировался, или претендента с опытом работы? Это индивидуальная история. Например, на днях мы скорректировали штатную численность структуры. У нас была девушка, которая изначально пришла на административную должность, а сейчас мы перевели ее в редакцию, пишет материалы. Все зависит от человека. Если человеку симпатична идея заниматься журналистикой, то можно разными путями попасть в редакцию. Бывают случаи, когда люди приходят через отделы рекламы, отдел продвижения и в итоге становятся журналистами. Но все же, мне кажется, если тот или иной руководитель СМИ во время практики познакомился с начинающим журналистом, увидел его компетенцию, трудоспособность, эффективность, то у него много шансов остаться в редакции.

Напоследок отмечу, что узкопрофильная задача журналиста сейчас реформируется. Сейчас больше требуются рерайтеры, сидящие на ленте новостей, выпускающие редакторы новостной ленты. Но это не отменяет то, что нужно оставаться журналистом, разбираться в предмете. На мой взгляд, журналист – пока еще совсем не умирающая профессия. В 2030-м году посмотрим (в Атласе новых профессий Сколково профессия «журналист» внесена в список «устаревающих профессий» на горизонте 2013-2030 годов – прим. ред.).