Услышать друг друга, найти точки соприкосновения попытались журналисты России и Польши во время медиаконференции, состоявшейся в Петербурге. Организаторы, Польский институт и Союз журналистов, назвали её «Наведение мостов – диалог журналистов».

Встречу без преувеличения можно назвать одним из самых значительных событий для журналистов обеих стран за последние годы. На это указывал и представительный состав участников конференции и список заявленных тем. Спикеры выступили с более чем двадцатью докладами в трех секциях, пытаясь найти ответ на вопрос − как выжить современным СМИ в существующих политических, экономических и этических реалиях? Коллеги, приехавшие преимущественно, из Варшавы, представляют ведущие СМИ – газеты, радио, телевидение, интернет-издания. Языковой перевод оказался почти не нужен – практически все гости уверенно говорили на русском языке. Наряду с польскими участниками в составе делегации был также известный журналист из Минска Михаил Янчук (телеканал «Белсат»).

Несмотря на непростые отношения между странами и неспокойный новостной фон последнего времени, не только организаторы, но и сами участники подчеркивали своё стремление «навести мосты». Вице-председатель Союза польских журналистов, объединяющего более трех тысяч профессионалов, Агнешка Ромашевска-Гузы (Agnieszka Romaszewska-Guzy), в приветственном слове отметила: «Сейчас мы знаем друг друга мало. А отношения между людьми – это знания друг о друге...» Председатель петербургского СЖ Людмила Фомичева выразила надежду, что конференция поможет «найти много точек соприкосновения». Директор Польского института в Петербурге Наталия Брыжко-Запур (Natalia Bryżko-Zapór) призналась: «Для нас загадка, как пройдет конференция. Это журналистский эксперимент – пообщаться напрямую».

Как оказалось, у журналистов и СМИ двух стран немало общих проблем. Польские коллеги искренне интересовались ситуацией с телевидением в России, вставшим на откровенно пропагандистский путь. Секция, посвященная политике (модератор − генеральный директор «НТВ – Петербург» Петр Годлевский), стала одной из самых оживленных и по части обсуждения проблем телевидения. Анджей Бжезецкий (Andrzej Brzeziecki; журнал Nowa Europa Wschodnia) говорил о недопустимости участия журналистов в политической деятельности. По его замечанию, в России как раз с этим и беда. Изменить ситуацию можно, выбрав одно из занятий – журналистику либо политику. Заместитель директора телеканала TVP1 Анджей Годлевски (Andrzej Godlewski) пытался провести параллели, обратившись к исследованиям аудиторных предпочтений телезрителей России и Польши. В развлекательном сегменте на ТВ в обеих странах много похожих зарубежных проектов. Но если польский зритель много смотрит именно развлекательных программ, то в России, где так политизировано общество, политические программы опережают. В отличие от России, в Польше ни одна партия не имеет своих телевизионных рупоров (как, впрочем, и военные).

Начальник Управления собственного производства и аутсорсинга ТРК «Пятый канал» Татьяна Александрова считает, что телевизионная картинка в большей степени зависит от спроса аудитории. Сегодня наибольшим спросом у зрителя пользуются шоумены, «авторская эмоционально окрашенная картина дня». Вот почему формат шоу занял место публицистики, на которую нет потребителя. «Потребитель телевизионного контента в России ленив», – заметила эксперт. Это влияет на ситуацию с современным ТВ.

Главный редактор журнала «Город 812» Сергей Балуев подчеркнул, что рынок независимых СМИ в России заметно сузился, что крайне печально. При этом снижается и процент пропаганды. «Есть надежда, что в обществе произойдут позитивные перемены», – считает Сергей Германович.

Рассуждали спикеры и о проблеме объективного отображения действительности. Петр Сквечиньски (Piotr Skwieciński; еженедельник W Sieci) заметил, что в Польше успешные СМИ – те, что обслуживают определенные политические группы. При этом постоянно предпринимаются попытки создания такого СМИ, в котором бы соблюдался «баланс объективности». В итоге читатель отказывается от традиционных источников информации, обращаясь к Интернету. По мнению выступающего, «люди хотят читать только то, с чем они согласны».

Главный редактор Радио «Эхо Москвы» в Петербурге» Ольга Бычкова также говорила о постоянном стремлении к объективности. Однако в России и в Петербурге, в частности, крайне сложно найти «вменяемых спикеров – не просто комментаторов, а людей, от которых зависит принятие решений, открыто выражающих свою позицию». «Обсуждение важных для общества вопросов происходит непублично. Политика стала непубличной», – такой вывод сделала журналист.

Польские журналисты рассказали о поляризации их общества. Журналистское сообщество, по словам нескольких польских экспертов, поделено на два враждующих лагеря. В частности, об этом говорил Павел Решка (Paweł Reszka; еженедельник «Тыгодник повшехнего» / Tygodnik Powszechnego), считающий, что становится все больше тех, кто ушел из журналистики. Петербургский публицист Даниил Коцюбинский свое выступление так и озаглавил: «Почему полноценная журналистика сегодня в России невозможна и почему я ушел из профессии». Услышав замечания польских коллег, он сказал: если в Польше журналистика больна, то в России она умерла. По его мнению, это произошло лет шесть назад. Как он считает, и в девяностые годы на телевидении была цензура, но то, что происходит сегодня, не идет ни в какое сравнение.

О проблемах со свободой слова и о печальной для российских СМИ картине в законодательной сфере рассказали заместитель председателя СЖ, главный редактор газеты «КоммерсантЪ в Петербурге» Андрей Ершов и руководитель петербургского корпункта Фонда защиты гласности Роман Захаров. Ужесточение законодательства происходит несмотря на то, что в России – один из лучших в мире Закон о СМИ, заметил Р. Захаров.

Немало говорили о новых способах доставки контента, развитии мобильных технологий для привлечения внимания к традиционным СМИ. Роман Имельски (Roman Imielski; GazetaWyborcza) считает, что снижение объемов рекламы в бумажных СМИ пока не удается компенсировать за счет развития интернет-направлений, так как онлайновая реклама очень дешева. Огромен потенциал мобильного интернета – число его пользователей стремительно увеличивается. Пан Имельски привел такие цифры: объём аудитории с мобильными устройствами в Польше составляет уже 56,5 млн пользователей (тогда как население страны насчитывает 38.5 млн). Редакции польских печатных СМИ учитывают растущую популярность соцсетей – Facebook и Twitter.

О феноменальных возможностях мультимедийных проектов и новаторских способах распространения контента рассказал главный редактор портала PolskieRadio.pl Анджей Метковски (Andrzej Mietkowski). «Перед дисплеями молодежь сегодня проводит свою жизнь – это их СМИ. Наша задача – найти к ним путь через эти платформы, – сказал Анджей Метковски. – Пять программ польского радио имеют полностью мультимедийные сайты». Раз в году в центре Варшавы в один из уик-эндов собирается множество горожан во время городской акции. «На глазах у изумленной публики на 3D принтере мы печатали архивные звукозаписи, – поясняя, о чем идет речь, Анджей Метковски показал необычный арт-объект в виде своеобразной звуковой дорожки. – С минимальным бюджетом мы сумели обратиться к огромной аудитории».

Дискуссию на тему экономики с российской стороны поддержали Анна Щербакова («Ведомости»), Андрей Ершов («КоммерсантЪ»), Сергей Шелин (ИА «Росбалт»), Роман Романюк, главный редактор журнала «Эксперт – Северо-Запад». На ситуацию с экономической журналистикой в России влияет настрой общества. Сергей Шелин полагает, что спроса на экономическую аналитику у россиян нет, и делает вывод: россияне не интересуются бюджетным процессом и тратами бюджетных средств. «Человек существует отдельно, он не является членом какого-то сообщества, не является выразителем каких-то серьезных социальных, национальных интересов». «Общество находится в другом измерении, – объясняет экономический обозреватель. – Сегодня преобладает банальное восприятие действительности. Общество не хочет воспринимать рациональные вещи, так как в нем преобладает эмоциональное восприятие происходящего».

Роман Романюк рассказал об изменении привычной структуры доходов издательских домов. По его мнению, СМИ должны серьезно задуматься о том, кто придет на смену нынешнему поколению читателей и придет ли вообще. Все это относится и к специализированной прессе. «Сочетание всех форматов – важное направление. Наша задача – создавать мультиформатные продукты, которые могут быть востребованы у целевой аудитории, у молодежи 15 – 20 лет. Эти люди выросли уже во времена существования Интернета».

В эти дни в Петербурге активно обсуждается судьба трех газетных брендов Балтийской медиа-группы – «Вечернего Петербурга», «Смены» и «Невского времени» (29 сентября Союз журналистов принял по этому поводу заявление – прим. ред.). Без работы могут остаться примерно 120 человек. Журналист Ягенка Вильчак (Jagienka Wilczak), представляющая еженедельник POLITYKA, поделилась историей успеха частной независимой медиакомпании, где работают тоже 120 журналистов. Ее работникам удалось поставить на ноги бизнес без всяких инвесторов – журналисты сознательно пошли на это, чтобы сохранить за собой больше свободы. Определенные параллели просматриваются и в ситуации с рекламным рынком в обеих странах. В 2008 году в Польше он обвалился. Если раньше доходы от рекламы в POLITYKA составляли 70%, то сегодня уже 40%. Тридцать страниц рекламы приходилось на 110 газетных полос. Но коллектив перестроился, начав дополнительно издавать книги (одним из удачных проектов стала серия русской литературы из 15 томов) и спецприложения (например, популярностью у читателя пользуется дайджест «Форум» с перепечатками из зарубежной прессы, в том числе российской). Ягенка Вильчак не верит в смерть газет: «Хорошая журналистика всегда будет находить рынки сбыта. Наша компания делает ставку именно на такую журналистику». Такого же мнения придерживается Роман Имельски из «Выборчи», убежденный в том, что «люди всегда будут платить за качественную журналистику». Ольга Бычкова, говоря о кризисе традиционных массмедиа, заметила, что новая реальность, скорее всего, повернется для нас самым неожиданным способом.

Журналист Radiо TOKFM Агнешка Лихнерович (Agnieszka Lichnerowicz) рассказала о частном публицистическом информационном радио, существующем за счет рекламы и вещающем в 17 городах Польши. Что касается этических проблем, то она считает, что журналистику сегодня смешали с грязью: «СМИ Польши, да и Европы не прошли экзамен, как справляться с темой беженцев. Власти оказались также не подготовленными». На конференции этическую секцию, поднявшую большой пласт проблем, вела главный редактор «Новой газеты в Петербурге» Диана Качалова.

Известный историк и журналист Лев Лурье посвятил польских коллег в проблемы, несвойственные прежде культурной столице – происходит стремительное «ожелтение» СМИ. Началось все с прихода к руководству БМГ московского издателя Арама Габрелянова. Буквально на глазах происходит переформатирование некогда качественных СМИ и превращение их в ресурсы иного типа. При этом покорить северную столицу в сжатые сроки москвичам не удалось – выход LifeNews пришлось отложить. Более того, Лев Лурье отметил, что многие в Петербурге продемонстрировали «явное несогласие становиться информаторами и журналистами телеканала Life78».

На следующий день состоялось подведение итогов конференции. Если ее участникам и не удалось полностью разрушить стену непонимания, бытующих стереотипов, то теперь в ней видны отчетливые трещины. Журналисты двух стран рады приобретенным контактам и надеются на их поддержание в дальнейшем. Этому способствуют новые технологии: в Facebook появилась группа @ jourdialog.RU.PL.2015. Польские журналисты хотели бы видеть в петербургских коллегах комментаторов событий, что позволит выстроить более полную картину действительности. В Союзе журналистов предложили польским экспертам поделиться профессиональными нюансами своей работы с коллегами с помощью вебинаров.

У участников конференции было и неформальное общение: визит польских журналистов в Петербург завершился интересной культурной программой. Петербургский журналист, историк и краевед Алексей Ерофеев провел экскурсию по городу – ей не помешала и дождливая петербургская погода. Специально для гостей было организовано посещение музея-квартиры Иосифа Бродского в доме Мурузи (что особенно ценно, поскольку в силу определенных причин экспозиция пока не работает как полноценный музей). Экскурсию провела директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова. Свои комментарии сделал архитектор и художник Сергей Падалко – автор временной экспозиции, представленной весной к 75-летию со дня рождения И. Бродского.